Рязанцам рассказали, как бороться с выученной беспомощностью

Рязанцам рассказали, что такое выученная беспомощность

icon 09/12/2024
icon 17:00

© нейросеть ООО "Региональные новости"

нейросеть ООО "Региональные новости"

Все люди по-разному переживают неудачи, одни пережив провал, берут себя в руки и продолжают двигаться дальше. А другие воспринимают поражение как жестокий урок, делая из него в корне неверный вывод: не получилось сейчас - не получится и потом, я бессилен что-либо менять. Зачастую у таких людей наблюдается синдромом выученной беспомощности. О том, что это за синдром, откуда он появляется и как с ним бороться рассказал портал «Узнай.ру».

Выученная беспомощность - это особенность мышления, поведения, психики, когда человек занимает пассивную позицию с пораженческими настроениями, не делая ничего, чтобы улучшить свою жизнь. Невзирая на потребность и имеющиеся возможности человек может быть уверен, что всё бесполезно и не стоит даже пытаться: «Нет смысла - все усилия тщетны, от меня ничего не зависит, я не смогу».

В 1967 году американский психолог Мартин Селигман, искавший пути эффективного лечения депрессии, в ходе одного из экспериментов обнаружил, что подопытные собаки, получавшие небольшой разряд тока, не пытались убежать или спрятаться даже в условии открытых клеток, если видели, или им казалось, что этого им не миновать.

Селигман провёл подобный эксперимент на людях-добровольцах, используя шум, который мешал решать умственные задачи. Результат был таким же: после нескольких тщетных попыток противостоять помехе испытуемые прекращали бороться с навязчивым звуком.

Наблюдения позволили сделать вывод о том, что беспомощности можно научить. С годами теория синдрома выученной беспомощности уточнялась, расширялась, её переформулировали, глубже и шире исследовали причины.

Когда в дело вмешалась нейробиология, выяснилось, что наш мозг, оказывается, изначально настроен на то, что контроля над жизнью нет. Но по мере развития, становления, приобретения опыта восприятие меняется - мы начинаем понимать, что многое зависит и от нас.

Выученная беспомощность не болезнь, распознать ее несложно, вот некоторые признаки:

  • богатый опыт провалов, поражений, неудач разной степени, разного срока давности;
  • неудовлетворённость своей жизнью, подчас длящаяся годами;
  • бездействие при возможности реально изменить ситуацию;
  • наличие десятков причин для бездействия;
  • негативистское мышление, стакан всегда «наполовину пуст»;
  • самосаботаж, когда человек делает всё, чтобы разрушить или не выстроить свою жизнь, но отказывается это признавать.

Если уточнять и детализировать, у людей с синдромом выученной беспомощности мы увидим:

  • страх ставить цели, идти к ним, отвечать за свои поступки, преодолевать сложности, их выбор - бездействовать;
  • подмену главного незначительным;
  • низкие аналитические способности, наивность;
  • нервность, тревожность, угнетённость, самобичевание, раздражительность, склонность к депрессиям.

Устойчивость и предрасположенность к этому синдрому бывает разная, так как эксперименты Селигмана показали, что не все испытуемые готовы были сдаваться и терпеть.

Причины, которые могут спровоцировать выученную беспомощность:

1. Те, которые уходят корнями в детство:

  • физическое или психологическое насилие, пережитое в детстве;
  • чрезмерно строгое воспитание, критика и пренебрежение;
  • гиперопёка;
  • непоследовательное поведение родителей;
  • отсутствие поддержки, помощи и эмоциональная холодность;
  • унижающее, обесценивающее поведение значимых взрослых;
  • слишком быстрое вынужденное взросление;
  • родительский пример.

2. Специфика характера и темперамента;

3. Синдром жертвы;

4. Драматичное стечение обстоятельств, не поддающиеся контролю;

5. Высокая концентрация неприятностей;

6. Возрастные или физические особенности;

7. Токсичное окружение;

8. Долгое пребывание в неблагополучной и опасной социальной среде.

Чем опасна выученная беспомощность:

  • Почти полная потеря контроля над жизнью, растворение личной воли;
  • Выборочное восприятие информации;
  • Стагнация, личностная и профессиональная деградация;
  • Отсутствие инициативы и потеря мотивации;
  • Потеря интереса к жизни;
  • Затрудненное взаимодействие с окружающими;
  • Проблемы со здоровьем.  

Как избавиться от выученной беспомощности?

Для того, чтобы убедиться, что у вас есть этот синдром можно пройти мини-тест. Больше 5 «да» - повод всерьёз насторожиться, 8-10 - забить тревогу.

1. Вы всегда ждёте подходящих условий, чтобы начать действовать, а если они наступили, действуете до первой трудности, после чего бросаете дело.

2. Вы ожидаете помощи от других, причём чаще не просите, а жалуетесь на свои проблемы - в надежде, что люди сами догадаются помочь.

3. Вам кажется, что ваша жизнь зашла в тупик, но вы ждёте, что всё разрешится само.

4. Вы часто жалуетесь на жизнь, всё или многое вас в ней не устраивает.

5. Вы часто попадаете в «безвыходные ситуации» на работе, в быту, в отношениях.

6. Вы избегаете ответственных поручений, работы, где надо за многое отвечать.

7. Вы не знаете, что делать с вашей жизнью, вам кажется, что кто-то лучше, чем вы, знает это.

8. Вы не развиваете в себе навыки, которые могли бы помочь вам в практических делах.

9. Вы считаете, что другие - лучше вас, умнее, сильнее, хитрее, успешнее.

10. Вам кажется, что ваша жизнь очень трудная, а у других намного легче.

После того, как вы сделали главное - признали, что у вас проблема, можно начинать действовать, чтобы чувство беспомощности отступило и ушло.

В этом поможет:

  • анализ;
  • план реальных действий;
  • список прежних удач, побед, достижений;
  • систему похвал;
  • внутренний диалог;
  • общение с теми, кто поддерживает;
  • деятельность и инициативность даже в мелочах;
  • аффирмации;
  • помощь психолога.

Как защитить детей от выученной беспомощности?

  • Быть внимательным чутким родителем, уважать мнение ребёнка;
  • Поощрять инициативность, самостоятельность;
  • Хвалить за победы, даже за самые маленькие;
  • Не ругать за ошибки, а объяснять, почему не получилось и как это исправить;
  • Поддерживать, разделять интересы ребёнка;
  • Не перебарщивать со строгостью, контролем, опекой;
  • Строить отношения на доверии и взаимоуважении.

Детский психолог Ольга Маркова рассказала, что выученная беспомощность может формироваться из двух разнонаправленных действий: гиперопеки и пренебрежения.

По словам эксперта, при гиперопеке родителе пытаются оградить своё дитя от сложностей и трудностей, помогая ему во всём и иногда даже не давая возможности что-то решить или сделать самому, ребенок к этому привыкает. В дальнейшем таким взрослым сложно переносить стрессовые ситуации, они начинают всеми способами избегать принятия решений, так как в детстве не научились этому и все решали за них.

Ольга Маркова считает, что вторым источником синдрома может быть пренебрежение и жестокое эмоциональное отношение, постоянная критика из серии «давай лучше я сделаю, у тебя не получится» в конце концов приводит к тому, что ребёнок даже не пытается что-то делать. Это формирует самоощущение никчёмного и неспособного человека, а страх попросить о помощи в детстве или игнорирование просьб приводит к тому, что во взрослом возрасте уже просто не может попросить о помощи.

Также психолог рассказала, что ребенок может просто копировать стратегию значимого взрослого с таким синдромом.