Рязанцам рассказали, как бороться с выученной беспомощностью
Рязанцам рассказали, что такое выученная беспомощность
© нейросеть ООО "Региональные новости"
Все люди по-разному переживают неудачи, одни пережив провал, берут себя в руки и продолжают двигаться дальше. А другие воспринимают поражение как жестокий урок, делая из него в корне неверный вывод: не получилось сейчас - не получится и потом, я бессилен что-либо менять. Зачастую у таких людей наблюдается синдромом выученной беспомощности. О том, что это за синдром, откуда он появляется и как с ним бороться рассказал портал «Узнай.ру».
Выученная беспомощность - это особенность мышления, поведения, психики, когда человек занимает пассивную позицию с пораженческими настроениями, не делая ничего, чтобы улучшить свою жизнь. Невзирая на потребность и имеющиеся возможности человек может быть уверен, что всё бесполезно и не стоит даже пытаться: «Нет смысла - все усилия тщетны, от меня ничего не зависит, я не смогу».
В 1967 году американский психолог Мартин Селигман, искавший пути эффективного лечения депрессии, в ходе одного из экспериментов обнаружил, что подопытные собаки, получавшие небольшой разряд тока, не пытались убежать или спрятаться даже в условии открытых клеток, если видели, или им казалось, что этого им не миновать.
Селигман провёл подобный эксперимент на людях-добровольцах, используя шум, который мешал решать умственные задачи. Результат был таким же: после нескольких тщетных попыток противостоять помехе испытуемые прекращали бороться с навязчивым звуком.
Наблюдения позволили сделать вывод о том, что беспомощности можно научить. С годами теория синдрома выученной беспомощности уточнялась, расширялась, её переформулировали, глубже и шире исследовали причины.
Когда в дело вмешалась нейробиология, выяснилось, что наш мозг, оказывается, изначально настроен на то, что контроля над жизнью нет. Но по мере развития, становления, приобретения опыта восприятие меняется - мы начинаем понимать, что многое зависит и от нас.
Выученная беспомощность не болезнь, распознать ее несложно, вот некоторые признаки:
- богатый опыт провалов, поражений, неудач разной степени, разного срока давности;
- неудовлетворённость своей жизнью, подчас длящаяся годами;
- бездействие при возможности реально изменить ситуацию;
- наличие десятков причин для бездействия;
- негативистское мышление, стакан всегда «наполовину пуст»;
- самосаботаж, когда человек делает всё, чтобы разрушить или не выстроить свою жизнь, но отказывается это признавать.
Если уточнять и детализировать, у людей с синдромом выученной беспомощности мы увидим:
- страх ставить цели, идти к ним, отвечать за свои поступки, преодолевать сложности, их выбор - бездействовать;
- подмену главного незначительным;
- низкие аналитические способности, наивность;
- нервность, тревожность, угнетённость, самобичевание, раздражительность, склонность к депрессиям.
Устойчивость и предрасположенность к этому синдрому бывает разная, так как эксперименты Селигмана показали, что не все испытуемые готовы были сдаваться и терпеть.
Причины, которые могут спровоцировать выученную беспомощность:
1. Те, которые уходят корнями в детство:
- физическое или психологическое насилие, пережитое в детстве;
- чрезмерно строгое воспитание, критика и пренебрежение;
- гиперопёка;
- непоследовательное поведение родителей;
- отсутствие поддержки, помощи и эмоциональная холодность;
- унижающее, обесценивающее поведение значимых взрослых;
- слишком быстрое вынужденное взросление;
- родительский пример.
2. Специфика характера и темперамента;
3. Синдром жертвы;
4. Драматичное стечение обстоятельств, не поддающиеся контролю;
5. Высокая концентрация неприятностей;
6. Возрастные или физические особенности;
7. Токсичное окружение;
8. Долгое пребывание в неблагополучной и опасной социальной среде.
Чем опасна выученная беспомощность:
- Почти полная потеря контроля над жизнью, растворение личной воли;
- Выборочное восприятие информации;
- Стагнация, личностная и профессиональная деградация;
- Отсутствие инициативы и потеря мотивации;
- Потеря интереса к жизни;
- Затрудненное взаимодействие с окружающими;
- Проблемы со здоровьем.
Как избавиться от выученной беспомощности?
Для того, чтобы убедиться, что у вас есть этот синдром можно пройти мини-тест. Больше 5 «да» - повод всерьёз насторожиться, 8-10 - забить тревогу.
1. Вы всегда ждёте подходящих условий, чтобы начать действовать, а если они наступили, действуете до первой трудности, после чего бросаете дело.
2. Вы ожидаете помощи от других, причём чаще не просите, а жалуетесь на свои проблемы - в надежде, что люди сами догадаются помочь.
3. Вам кажется, что ваша жизнь зашла в тупик, но вы ждёте, что всё разрешится само.
4. Вы часто жалуетесь на жизнь, всё или многое вас в ней не устраивает.
5. Вы часто попадаете в «безвыходные ситуации» на работе, в быту, в отношениях.
6. Вы избегаете ответственных поручений, работы, где надо за многое отвечать.
7. Вы не знаете, что делать с вашей жизнью, вам кажется, что кто-то лучше, чем вы, знает это.
8. Вы не развиваете в себе навыки, которые могли бы помочь вам в практических делах.
9. Вы считаете, что другие - лучше вас, умнее, сильнее, хитрее, успешнее.
10. Вам кажется, что ваша жизнь очень трудная, а у других намного легче.
После того, как вы сделали главное - признали, что у вас проблема, можно начинать действовать, чтобы чувство беспомощности отступило и ушло.
В этом поможет:
- анализ;
- план реальных действий;
- список прежних удач, побед, достижений;
- систему похвал;
- внутренний диалог;
- общение с теми, кто поддерживает;
- деятельность и инициативность даже в мелочах;
- аффирмации;
- помощь психолога.
Как защитить детей от выученной беспомощности?
- Быть внимательным чутким родителем, уважать мнение ребёнка;
- Поощрять инициативность, самостоятельность;
- Хвалить за победы, даже за самые маленькие;
- Не ругать за ошибки, а объяснять, почему не получилось и как это исправить;
- Поддерживать, разделять интересы ребёнка;
- Не перебарщивать со строгостью, контролем, опекой;
- Строить отношения на доверии и взаимоуважении.
Детский психолог Ольга Маркова рассказала, что выученная беспомощность может формироваться из двух разнонаправленных действий: гиперопеки и пренебрежения.
По словам эксперта, при гиперопеке родителе пытаются оградить своё дитя от сложностей и трудностей, помогая ему во всём и иногда даже не давая возможности что-то решить или сделать самому, ребенок к этому привыкает. В дальнейшем таким взрослым сложно переносить стрессовые ситуации, они начинают всеми способами избегать принятия решений, так как в детстве не научились этому и все решали за них.
Ольга Маркова считает, что вторым источником синдрома может быть пренебрежение и жестокое эмоциональное отношение, постоянная критика из серии «давай лучше я сделаю, у тебя не получится» в конце концов приводит к тому, что ребёнок даже не пытается что-то делать. Это формирует самоощущение никчёмного и неспособного человека, а страх попросить о помощи в детстве или игнорирование просьб приводит к тому, что во взрослом возрасте уже просто не может попросить о помощи.
Также психолог рассказала, что ребенок может просто копировать стратегию значимого взрослого с таким синдромом.