Андрей Петруцкий об охранной зоне Кремля: «Мединский тогда сказал нам, что подписал эти режимы не глядя и виноват»

icon 11/02/2022
icon 17:00
Важная новость
Андрей Петруцкий об охранной зоне Кремля: «Мединский тогда сказал нам, что подписал эти режимы не глядя и виноват»

Автор: Фото СИ «Рязанские новости»

Фото СИ «Рязанские новости»

Активист Андрей Петруцкий, глава рязанского отделения «ВООПИиК», член «Экологического Рязанского Альянса» рассказал СИ «Рязанские новости» о проблеме экологии в городе, сохранении исторических зданий и свалке на озере Дикая утка. Также он высказал своё мнение о создании в Рязани туристического маршрута.

Стали известны подробности приостановления производства по делу об отзыве лицензии завода «ТЕХНО». Ответчик по делу считает, что следует учесть результаты рассмотрения заявления ООО «Завод Техно» к Приокскому управлению Росприроднадзора при рассмотрении настоящего дела. Ранее депутат Рязоблдумы Григорий Парсентьев назвал приостановку дела серьёзным ударом по репутации Росприроднадзора. Что Вы думаете по этому поводу?

- Росприроднадзор - закрытая организация, не контактирует с общественностью, в отличие от  Природоохранной прокуратуры. Я могу прийти в Природоохранную прокуратуру, могу побеседовать, могу свои предложения дать. Эти ребята (Росприроднадзор - прим. ред.) ни с кем не контактируют и не хотят контактировать.

Ни один работник природоохранной прокуратуры сам никогда не подготовит правильное возражение по загрязнению воздуха - здесь нужны специалисты, нужна помощь. Эта помощь может быть как платной - можно нанять эксперта, но эксперта можно перекупить - здесь у нас (активистов «Экологического Рязанского Альянса» - прим.ред) надежды никакой нет на это.

А вообще нужны активисты - физики, химики, производственники -  специалисты, которые могут грамотно сформулировать претензии к предприятию.

Вы считаете, что проблема неэффективной работы по устранению нарушений предприятий заключается в «закрытости» Росприроднадзора?

- Конечно! Видимо, боятся, что раскроется реальная картина загрязнения Рязани и их бездействие. Это с федерального уровня идёт, это не они (региональное отделение Росприроднадзора - прим. ред.) закрылись.

Если они закрылись, то почему нужно было так анонсировать проверку рязанских предприятий?

- Это - игра: мы разоблачили, а дальше местные чиновники не смогли подготовить грамотно требования к загрязнителю и из-за этого ничего не получилось.

То есть экологическая ситуация в Рязани на самом деле может быть несколько хуже, чем её представляют в ведомстве?

- Конечно! Прежний директор Росприроднадзора говорил, что в городе плохо пахнет из-за того, что ремонтировали коллектор на улице Ленина. Явно он что-то скрывал.

Или было предположение, что в городе пахнет от куриного навоза, который жгут в полях Денежниково. В любом учебнике экологии написано, что локальный источник загрязнения даёт загрязнение не дальше, чем на 2,5 километра. Денежниково находится на расстоянии 15-20 километров от Рязани, и там находился очень маленький источник загрязнения. А когда стоит большая труба предприятия и дымит круглые сутки - то тут уже другая ситуация.

Всё они (сотрудники Росприроднадзора - прим.ред.) знают, все данные у них есть.

Проверка рязанских предприятий федеральным Росприроднадзором способна окончательно решить проблему выбросов в городе?

- Выбросы продолжатся. Проверить предприятия очень просто. Можно потребовать от них показать накладные по закупке фильтров на трубы - где и как эти деньги проходили; также можно затребовать документы по утилизации старых фильтров. Этого не делается.

Давайте от воздуха перейдём к воде. В мэрии сообщили, что на подъездах к озеру Дикая утка установили ограждения, с 2020 года на территорию озера запретили сваливать мусор, но Вы в конце 2021 года нашли там новые мусорные скопления. Как, по Вашему мнению, будет развиваться ситуация?

 - Озеро Дикая утка и прилегающая к нему территория включены в лесопарковый защитный пояс вокруг Рязани - там строительство запрещено. Я думаю, что ограждения установленные администрацией города для блокировки подъезда, сломают.

Мусор сваливают на муниципальной земле, а муниципальная земля - она беззащитна. На ней можно делать, что хочешь - и хозяина нет. Пока доберёшься до чиновников, которые за неё отвечают и накажут загрязнителя - может пройти большое количество времени. Если бы эта земля была частной, там бы на частника свалили всё и заставили бы убрать мусор.

Если продолжится засыпка озера мусором, то какая судьба ждёт водоём?

- Она там не продолжится. Те, кто сваливает мусор, стали его ссыпать на муниципальную землю.

Есть какие-то способы это прекратить?

 - Здесь должен работать Росреестр, так как налицо - нецелевое использование земли. Это - земли сельхозназначения. Ситуацию должен держать на контроле префект Советского района - каждый день выезжать на территорию и, при наличии новых нарушений, вызывать на место сотрудников прокуратуры. Такое требование о контроле префекту района должно быть на уровне мэра города.

29 января прошлого года Вы провели экстренную пресс-конференцию по поводу застройки территории охранной зоны вокруг Кремля. Сейчас можете подробнее рассказать как это планировалось сделать?

- Вместо музея-заповедника, так как музей-заповедник не является памятником, создали достопримечательное место «Переяславль-Рязанский и его оборонительные сооружения». Туда вошла территория Кремля и его охранная зона. На этой территории действовали режимы, утверждённые в 2016 году министерством культуры России, которые были не совсем удачными. Они разрешали строить многоквартирные жилые дома на территории Кремля. Это был заказ застройщиков, рязанских чиновников, чтобы проектировщики сделали такие режимы - там же жили когда-то архиереи, и сейчас люди смогут жить. В то же время есть концепция по выводу всего жилья из Кремля, как из заповедной зоны.

Мы (члены рязанского отделения ВООПИиК - прим.ред.) обратились в федеральное министерство культуры, были в администрации президента и общались с Владимиром Мединским, который тогда занимал пост министра культуры. Владимир Мединский тогда сказал нам, что подписал эти режимы не глядя и виноват. И пообещал это исправить.

Мы территорию Кремля сейчас защитили, утвердив его границы - там строить теперь нельзя. А вот вокруг Кремля остались прежние режимы и, так как мы просили их переработать, чиновники этим воспользовались и заказали переработку режимов. Фирма режимы переработала и стало ещё хуже.

Чем новые режимы хуже прежних?

 - Во-первых, Речной порт находится в зоне охраняемого ландшафта. Ещё в Советское время были решения Совета министров о том, чтобы его оттуда убрать в Вышгород или в Борки - нельзя так близко к Кремлю возводить здания. А новые режимы перевели Речной порт в зону образования застройки с условно разрешённым видом жилищного строительства. Говорят, даже есть проект по постройке посёлка на берегу Трубежа с видом на Кремль в зоне охраняемого ландшафта.

Новые режимы на некоторых улицах (Кремлёвский вал, Новослободская) увеличили разрешённую высотность зданий от 7,5 метров до 12 метров.

В конце прошлого года они выложили проект, который проверяли три эксперта и не нашли нарушений. Мы этот проект увидели, стали протестовать и писать жалобы. Они нарисовали, фактически, проект застройки вокруг Кремля 3-4-этажными домами.

Нельзя древний Кремль окружать современными таунхаусами. Его необходимо окружить домиками, которые напоминали здания, которые здесь были не позже 1917 года. А до этого времени здесь были одноэтажные деревянные дома.

После нашей жалобы в инспекции по охране памятников ответили, что будут дорабатывать проект в рамках гарантийных обязательств. Ещё мы (рязанское отделение ВООПИиК - прим. ред.) написали жалобу в федеральное министерство культуры, но ответа пока не получили. Министерство имеет право не согласовать данный проект и отправить его на переработку.

Некоторое время назад рязанские активисты выразили опасение, что Рязань может потерять не только деревянные дома, но и более современные здания, отличающие наш город от других. В качестве примера они привели здание бывшего ледового стадиона «Спартак». Как Вы считаете, такая угроза существует?

- Есть памятники, которые надо реставрировать, а есть дома, которые составляют историческую среду. Вторая категория не является памятниками и охраняется в составе исторического поселения.

Для их охраны необходимо выполнять всего два требования. Первое - их нельзя сносить (в случае сноса необходимо построить внешнюю копию разрушенного дома). Второе - в историческом поселении действует требование к материалам и к цветовому оформлению. В частности здание стадиона «Спартак», которое сейчас облицовано оранжевыми панелями, нарушает требования исторического поселения.

Мы уже написали запрос в ИКН с просьбой провести проверку.

Недавно активист предложил создать в Рязани экскурсионный транспортный маршрут, по которому должен был ездить «троллейбус-гармошка», которому грозит утилизация. Как Вы относитесь к идее создания такого маршрута?

- Надо людям, которые имеют средства, помочь активисту в этом деле. Необходимо объявить сбор средств. И я считаю, что надо выкупить этот троллейбус. Также можно будет купить под Рязанью пару садовых участков и отвезти туда машину. Троллейбус можно будет поставить на колодки и сохранить.

После этого необходимо будет собирать деньги на его ремонт, а троллейбус в это время он будет работать, как музей троллейбуса. А в будущем договариваться с властями и пустить его на колёса.