«Среда, которая хочет тебя убить». Почетный полярник Михаил Малахов рассказал о покорении Севера
© Фото Михаила Малахова
21 мая в России отмечается День полярника – праздник установлен в знак признательности покорителям полюса. Известный путешественник, Почетный полярник, глава областного отделения Русского географического общества, Герой России Михаил Малахов рассказал «Рязанским новостям», откуда в нем страсть первооткрывателя — и что чувствуешь, впервые ступив на лед Северного Ледовитого океана.
Путешествие «за кромку леса» и поиск чудовища на озере Лабынкыр:
Михаил Малахов 31 раз покорял Северный полюс, за одну из таких экспедиций он был удостоен звания «Герой России». Будущий путешественник родился в селе Кузьминское Рыбновского района. Места, хорошо известные рязанцам - высокий берег Оки, заливные луга.
«Мне здесь нравилось, но при этом хотелось увидеть, что там, далеко, за той кромкой леса, - вспоминает Михаил Малахов, - до поступления в школу я много времени проводил на природе: играл в «войнушку», катался на лыжах. И могу сказать, что мои лыжные походы на Северный полюс были предопределены умением хорошо стоять на лыжах».
Именно из родного села будущий покоритель полюса отправился в свое первое путешествие. Тогда ему было всего восемь:
«Когда родители поехали решать организационные вопросы с покупкой дома в городе, я, как человек любознательный, решил сам проверить, куда мы переезжаем. На велосипеде проехал село Новосёлки, оттуда на пароме переправился на другой берег реки. По лугам доехал до Солотчи, сел в автобус и приехал к новому месту жительства на улицу Чапаева в Рязани - к полушоковому состоянию собственных родителей, которые не ожидали этого от 8-летнего ребёнка».
После школы Михаил Малахов выбрал профессию, на первый взгляд, далекую от путешествий — поступил в медицинский вуз. Повлиял пример мамы (та была фельдшером) и прочитанные в детстве книги про военных врачей. Но именно в студенчестве интерес к открытию новых мест получил развитие. В 1975 году Михаил Малахов отправился в первый по-настоящему серьезный студенческий поход до Мурманска.
Потом были сплавы на Карпатах, походы на Урал и путешествие по летней Якутии — там студенты искали загадочное чудовище озера Лабынкыр. Но впечатления от северной экспедиции к Мурманску оказались ярче:
«Было состояние постоянного напряжения, драйва, адреналина – оно нравилось. Поэтому путешествия на Север меня привлекали в большей степени. Не случайно мы с группой товарищей стали фактически родоначальниками полярного туризма для Рязани именно в таком экстремальном варианте, когда не было никаких печек и костров. Это была настоящая серьёзная мужская работа, это – характер, познание нового как в себе, так и по жизни, серьёзный первопроходческий опыт».
Интерес к медицине и путешествиям удалось объединить — Михаил Малахов стал автором исследования «Функционирование организма в погодных условиях». С основной профессией оказалась связана и первая экспедиция к Северному полюсу:
«Своими студенческими походами мы обратили на себя внимание гремевшей на всю страну полярной экспедиции газеты «Комсомольская правда». Руководитель экспедиции сам пригласил нас в Москву на исследовательские работы по поиску следов Русанова (Владимир Русанов – русский арктический исследователь; СИ «Рязанские новости»). Мы поучаствовали в совместных проектах на Таймыре. После они заметили хорошую подготовку и целеустремлённость рязанцев, и я получил приглашение стать врачом этой экспедиции, которая ставила своей целью достижение на лыжах Северного полюса. В один прекрасный день я там и оказался».
«После первого шага на лед единственное желание — вернуться назад»:
Попав на Северный полюс, путешественник не испытал радостных ощущений – было холодно, голодно и опасно: дрейфующий лёд, постоянный риск быть раздавленным торосами или утонуть. «Достаточно агрессивная среда, которая хочет одного – тебя убить», - вспоминает Михаил Малахов.
Лед Северного Ледовитого океана очень непредсказуем, уточняет Малахов: можно лечь спать в одном месте, а утром, проснувшись, обнаружить, что у тебя другие координаты – сдвинуло дрейфом. Поэтому такие походы требуют очень хорошей подготовки и понимания, ради чего человек рискует. Подготовка должна быть тщательной, как моральная, так и физическая. Последняя включает в себя не только хорошую физическую форму, но и правильное снаряжение, правильную тактику движения, правильное питание. Фактически это - система жизнеобеспечения на Северном Ледовитом океане.
Полярник вспоминает свое первое путешествие к самой северной точке Земли:
«На Северном полюсе, когда только сделал первый шаг с земли на лёд, нет никаких желаний, кроме как быстрее вернуться назад. Задача дойти до Северного полюса может быть только один раз. Когда идёшь в следующие экспедиции, а я 31 раз был на полюсе, должно быть представление о цели».
За один из северных походов Михаил Малахов был удостоен звания «Герой России». Это была уникальная автономная экспедиция к Северному полюсу. Компанию в этом путешествии рязанцу составил канадец Ричард Вебер. Спустя 7 лет исследователи совместно создали реальную систему жизнеобеспечения человека во время пребывания в экстремальных условиях дрейфующих льдов Северного Ледовитого океана.
Совместный автономный поход с Ричардом Вебером до Северного полюса и обратно за 26 лет никто не повторил — да и не пытался. Достижение рязанца остается уникальным. Как признается сам Михаил Малахов, «люди ещё не знают, как это сделать, а свои секреты мы не раскрыли».