Семейная легенда, второе имя и путь в профессию: рязанский весовщик Иосиф Пятунин рассказал «РН» о своей жизни

Удивительные истории из жизни рязанского весовщика Иосифа Пятунина

icon 06/02/2025
icon 09:00
Семейная легенда, второе имя и путь в профессию: рязанский весовщик Иосиф Пятунин рассказал «РН» о своей жизни

© Мария Гирис - СИ "Рязанские новости"

Мария Гирис - СИ "Рязанские новости"

Он стал живой легендой и достопримечательностью Рязани. О нем снимают фильмы и пишут стихи. Весовщик с улицы Почтовой Иосиф Пятунин знаком почти каждому рязанцу. Он не просто взвешивает людей, а настраивает их на позитив. Ведь какая разница сколько ты весишь, если ты полковник или солидная замужняя женщина.

«Рязанские новости» встретились с Иосифом Григорьевичем в конце декабря прошлого года. Местом встречи мы обозначили памятник Ленину на центральной площади у улицы Почтовой. В ходе беседы наш герой провёл экскурсию по значимым для него местам, рассказал об изменениях в городе, своей жизни и семье.

О детстве

Родился Иосиф Григорьевич 22 декабря 1949 года в рабочем посёлке Арти Свердловской области. Его отец происходил из дворянской семьи. Был офицером, служил на флоте и, судя по стремительному росту, по службе был ценным специалистом. Однако три раза его репрессировали по нелепым обвинениям. Третий раз под арест он попал перед рождением Иосифа Григорьевича. Тогда его обвинили в причастности к организации, которая ставила целью вывод Новосибирской области из состава РФ, и приговорили к вечной ссылке в глухую деревню в Сибирь.

Мама знаменитого весовщика, коренная касимовка Валентина Вереина, встретила своего супруга, работая на Артинском косном заводе.

Когда супруг был отправлен в ссылку, она была беременна. Воссоединилась семья уже после рождения сына. Долгое время они жили в деревне, куда был сослан глава семьи.

Вспоминая о родителях, Иосиф Григорьевич рассказал, что его отец боролся за своё освобождение. Писал объяснения, что его оболгали, просил помиловать и добавлял приписку: «У меня родился сын в день рождения Сталина и зовут его Иосифом».

Это имя сыну дали с надеждой на помилование. А дома близкие зовут нашего собеседника Валерием.

Несколько лет семья жила весьма неплохо. Отец был образованным человеком, занимался техникой. Но спустя время его отстранили и отправили на общие работы. Наступили тёмные времена.

Чёрная полоса закончилась после смерти Иосифа Виссарионовича Сталина. Григория Пятунина реабилитировали, и семья вернулась на родину матери Иосифа Григорьевича в Касимов.

«Папа у меня моряк, и его приняли на работу на плавучий кран. Какое-то время он был капитаном судна. Он пропадал неделями на работе. И однажды мама решила выяснить, почему это мужа в постели нет. Она взяла меня с собой, и мы поехали к отцу. Папа нас встретил, сказал «хорошо, что приехали». Мне он дал удочку, объяснил, как рыбачить. И я с плавкрана сидел и ждал, что клюнет. Ребята с берега завидовали: мне страшно. А я сижу довольный, счастливый. И тут поплавок начал подпрыгивать. Поддёрнул, и  щучка вылетает и падает на палубу. И прыг, прыг, прыг к воде. Я на неё накинулся и как заору! Папа с мамой из каюты вылетели. Показал им щуку, они обрадовались. В итоге на ужин у нас была уха», - поделился наш собеседник.

В 1957 году его отец серьёзно заболел и через непродолжительное время умер. Иосиф Григорьевич учился в это время в первом классе.

«Мы похоронили папу в Касимове. Помню, поцеловал его в лоб, и этот поцелуй до сих пор у меня на губах», - вспоминает мужчина.

После смерти главы семьи мать Иосифа осталась с двумя детьми на руках. Вначале их уклад жизни не сильно изменился. Но вскоре в Касимов приехал чиновник с супругой. Женщине нужна была работа, и её поставили на место Пятуниной, а маму нашего собеседника перевели на менее оплачиваемую должность.

«И начались наши чёрные дни. Зарплата была маленькая, пособие по потере кормильца чисто символическое и мы начали потихонечку умирать. Я стал сильно худеть. Дошло до того, что один раз упал в обморок от голода в школе», - поделился Иосиф Григорьевич.

И с лёгкой руки сердобольных людей Иосифа и его брата «выкрали» у матери и отправили в Шереметьево-Песочинском детском доме в Рязань. Валентина Александровна боролась за своих малышей, но у неё не вышло их вернуть. В итоге Иосиф с братом провели свои детские годы в детдоме. После восьмого класса Иосиф Григорьевич был переведен в Мосоловский детский дом в Шиловском районе для получения среднего образования.

«Там режим был повольготнее. Однажды я даже смог к маме смотаться на праздники. А там встретил товарищей, которые учились в медучилище. И они меня в медицину совратили. И после девятого класса я пошёл учиться в Касимовское медучилище», -  делится Иосиф Григорьевич.

Он отучился и несколько лет работал фельдшером скорой медицинской помощи.

О любви

До получения профессии наш собеседник встретил свою супругу. И вот как это было:

«На Новый год я отпросился у директора Мосоловского детдома и приехал в гости в детский дом в Рязань. Там меня встретили товарищи. И вот стою, разговариваю с друзьями в зале на первом этаже и вижу: со второго по лестнице спускается обалденно красивая девушка. Восточная красавица. Это была Августа», - с улыбкой делится наш собеседник.

Вначале девушка не обращала внимание на него. Но Августа очень сильно запала в душу Иосифу Григорьевичу, и он начал бороться за её внимание.

«Сначала она фыркала на мои ухаживания. А потом подошла с просьбой написать ей сочинение. У меня была по литературе пятёрка. И я выполнил просьбу. Вложил сердце весь свой талант. Она переписала и сдала. Потом я уехал и вернулся в Рязань на 8 марта. Подошёл к ней, спросил про сочинение и оценку. А она получила колл. Я был в шоке и попросил принести тетрадь. Открываю и читаю: «Я знаю, кто написал за тебя сочинение». Учительница у нас была одна и все поняла», - смеется Иосиф Григорьевич.

Потом Августина и Иосиф стали переписываться. Он летал к ней. В те времена можно было путешествовать по региону на самолете. Это было быстрее и дешевле.

Прошло время, и они поженились. В семье родился сын. Сейчас это уже взрослый мужчина с высшим образованием. Есть и внуки, но они не общаются с отцом и его родителями.

Смена профессии

Когда на свет появился сын, в семье стало не хватать зарплаты, и Иосиф Григорьевич ушёл из лечебного дела на Рязанский комбайновый завод. Там он проработал несколько лет. Затем в стране начался кризис, в конце 1980-х годов завод развалился.

«Нужно было как-то выживать, а меня бабушка учила вязать. На рынке в то время продавали очень дорогие, но плохо связанные вещи. И я подумал, что нужно начать вязать и продавать свои изделия.  Для этого хотел купить вязальную машину, но на неё тоже нужно было заработать. Я долго работал фельдшером и решил начать профессионально взвешивать людей. Начал зарабатывать на машинку, а потом подумал и решил остаться весовщиком. При этом в тот период я устроился работать во вневедомственную охрану и смог совмещать», - рассказал Иосиф Пятунин.

При этом вязальную машинку наш собеседник все же купил. Правда, долгое время она стояла в доме без дела. А потом семья подарила её знакомым.

Когда Иосиф Григорьевич начал свой путь весовщика, у него было немало конкурентов. Его пытались выжить с рынка, однако он продолжил взвешивать людей.

«Были наезды, и не один. Однажды ко мне подошёл молодой человек и сказал, что вот мы за вами наблюдаем, и вы должны платить нам дань. Я спросил, кому и мне назвали фамилию милиционера, имя которого я знаю как бойца за законность. А на следующий день ко мне подошёл сам милиционер и, соблюдая все тонкости, попёр меня с того места. Еще раз меня подкараулили знакомые пацаны, тоже потребовали дань и чуть не избили», - поделился наш собеседник.

Чтобы проблем не возникало, Иосиф Григорьевич пытался зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель и приходил в регистрационную палату. Однако ему отказывали. Говорили, что не знают, как его оформить.

Лишь в 2000 году, когда правила регистрации изменились, нашему собеседнику удалось зарегистрироваться как ИП.

И вот уже более 30 лет Иосиф Пятунин взвешивает рязанцев и гостей города.

О жизни в 1990-е

По словам Иосифа Григорьевича, в тот период обычным людям в Рязани жить не особо страшно было. Бандиты ими не интересовались

«Если у тебя есть деньги, то они тобой заинтересуются, а если нет ... ты им не нужен. Ко мне, правда, один раз пристали. Я сидел здесь (прим.ред на улице Почтовой) и ко мне подошли двое здоровых мужиков и позвали отойти за угол. Там они потребовали вывернуть карманы, а когда увидели сколько я за день заработал, то развернулись и ушли», - вспоминает те времена наш собеседник.

Однако простой человек мог случайно попасть под пули во время перестрелки бандитов.

«Наш сын чудом избежал участи такой. Он закончил педагогических институт, получил профессию учителя французского и начал искать место для трудоустройства. Его к себе пригласил бизнесмен, который искал работника, знающего французский. Правда, для трудоустройства нужно было оформить загранпаспорт. Это было дорого, но мы собрали необходимую сумму, и Сережа сделал себе документ. После чего пошёл к бизнесмену. Приходит, а его не пускают. Потом, через несколько недель, ему секретарша сказала, что шеф нашёл женщину, владеющую французским, и парень ему не нужен. Сергей попросил  компенсировать траты, но его послали. А через полгода в районе Цирка машину этого бизнесмена расстреляли. Водителя, его и переводчицу. Поэтому сыну повезло избежать такой участи», - поделился Пятунин.

Настоящее время

Иосифа Григорьевича знают не только в Рязани и области. Вести о весовщике с улицы Почтовой долетели до многих уголков нашей страны и даже в Мексику.

Прогуливаясь по Рязани с нами Иосиф Григорьевич поведал, что два года назад турист из Владивостока посвятил ему рисунок на стене. Это произведение искусства находится в арке во дворе одного из домов на улице Почтовой. И мы вместе пошли проверить, не исчез ли арт-объект. Оказалось, что он на месте и продолжает радовать рязанцев.

О своих планах на дальнейшую работу Иосиф Григорьевич сказал, что активно готовится и будет дальше общаться с жителями и гостями города.

Сама Рязань, по словам Иосифа Григорьевича, меняется в лучшую сторону. Хотя замечания и предложения по улучшению условий для жителей города у знаменитого весовщика тоже есть.

«Рязань изменилась к лучшему. Решается вопрос жилья. Конечно, разрушаются здания, но ничто не вечно под луной. Было у меня место в городе похожее на деревню. Сейчас такого нет. Но главное, чтобы все на пользу людям делали, и они жили в комфортных квартирах. Плохо, что уменьшилось количество роддомов. Надо вернуть их. Я понимаю, что накладно, но надо это решать. Чтобы рожать было комфортно. Хотел бы, чтобы рана наша незаживающая заросла. Чтобы спецоперация закончилась», - сказал Иосиф Григорьевич.

Встречи с губернаторами

В 2024 году среди клиентов нашего героя стал губернатор Рязанской области Павел Малков. Они обсудили с главой региона изменения в городе, и в частности, на улице Почтовой.

«Я пожаловался ему на самокаты, велосипеды и автомобили, которые носятся по нашей пешеходной зоне. После этого здесь был установлен запрещающий знак, но все его дружно игнорируют. Бывали случаи, детей выдёргивали из-под колес. И получается, жизни детей, да и вообще людей под угрозой. Поэтому у меня есть предложение для губернатора установить на Почтовой лежачих полицейских, на входе и в нескольких местах на протяжении улицы.  И тогда они уже не смогут здесь гонять. Если будут ездить, то медленно», - поделился Иосиф Григорьевич.

По словам Пятунина, глава региона хороший мужчина и духом, и телом.

Это уже не первый губернатор, с которым имел возможность пообщаться лично наш собеседник.

Предшественнику Павла Малкова весовщик предлагал приствольные круги деревьев не засыпать керамзитом, потому что его растаскивают. И лучше вокруг деревьев высадить травку, а чтобы ее не вытаптывали – закрывать решётками. Однако пока такого сделано не было.

Интересные факты

1. Однажды к Иосифу Григорьевичу на улице Почтовой подошёл молодой человек и спросил: «Дед, ты когда умрёшь, мы повесим здесь табличку. Что ты хочешь, чтобы мы написали?».

И наш собеседник решил, что на табличке стоит написать следующее: «Здесь на протяжении многих лет становилось человечество хоть немножечко лучше».

2. В фильме «Весовщик» можно увидеть супругу Иосифа Григорьевича. На видео кадры, где она ещё совсем молоденькая женщина. Также в картине можно лицезреть снимки 19-го века, сохранившиеся в семейном архиве Пятуниных.

3. Его мама родом из обычной семьи. Но еще в 19-м веке его прадед смог выбиться в люди. Иван Рябов был сыном крепостной крестьянки из села Самылово Касимовского муниципального округа. Однажды он пришёл в Касимов и упал в ноги хозяину чайной и попросил взять его на любую работу за еду и ночлег. Хозяин сжалился над ним и взял с испытательным сроком. В чуланчике выделили ему место для ночлега. И первое, что сделал Иван - это повесил икону и помолился. Увидев это, хозяин начал ему доверять.

«Мой прадед был мальчиком не глупым. Один раз получилось так, что в городскую управу нужно было отнести обед. Парнишка взял с собой обед, попросил убрать бумаги со стола, расстелил скатерть, разложил тарелочки. Все как в ресторане. И чиновник заплатил деньги за обед и ему самому. Так он получил ещё один источник заработка. Позже хозяин отправил Ивана с катенькой (прим. ред. - сто рублей) в банк. Он сходил, положил, и хозяин стал ему ещё больше доверять ему. А в 1914 году хозяин уже стал старым, наследников у него не было, и он решил чайную продать. А у моего прадеда как раз имелись сбережения, и он смог купить ее и владел до начала НЭПа», - поведал историю предков мамы Иосиф Григорьевич.

Также он рассказал о семейной легенде о происхождении рода Пятуниных.

«Тогда центром был Париж, и перед началом тысячного года люди ждали пришествия Христа и Страшный суд. А раз будет суд, нужно угодить Христу и быть не грешным. И тут все начали ходить в паломничество, молиться, раздавать свои деньги и унижались, как могли. А когда ничего не произошло, люди поняли, что Страшного суда не будет, и решили продолжить развлекаться: охотой заняться, да в рыцарских турнирах поучаствовать. И очень быстро в лесах дичь они поубивали. Возникла угроза экологической катастрофы. И король повелел из диких стран завести зверей во Францию. А дикими странами в те времена считались страны, где жили славяне. В частности, зверей везли из Польши. И в этом деле отличился неких лях, то есть поляк Пята. Он командовал своими подчиненными и они развозили зверей, рыбу по лесным угодьям.

Во французских лесах был введён мораторий на охоту, чтобы звери могли размножаться. А лях Пята преуспел в своей работе настолько, что его посветили в рыцари. Что было дальше, я не знаю. Но во времена царствования в России царя Алексея Михайловича потомок ляха Пяты что-то не поделил с королём Польши и сбежал в Россию. Он добился аудиенции с царём, понравился ему и был принят на службу вместе со своими 17-ю всадниками. Также он получил имение. С тех пор его потомки Пятунины жили в Угличе и служили государству. Все это легенда, но пока был жив папа, у нас в семье бытовали польские словечки», - сказал Иосиф Григорьевич.

Он отметил, что история рода, по официальным данным, начинается с Алексея Ильича Пятунина и Софьи Ивановны Пятуниной. В угличе Алексей Пятунин был уважаемым человеком.