«Театр - искусство живое, но для нас важно, чтобы все спектакли были сохранены»: в Рязанском театре кукол стартовал проект «ТеатровИдение»

icon 02/02/2023
icon 07:00
Важная новость
«Театр - искусство живое, но для нас важно, чтобы все спектакли были сохранены»: в Рязанском театре кукол стартовал проект «ТеатровИдение»

Автор: Фото: Рязанского театра кукол

Фото: Рязанского театра кукол

31 января в Рязанском театре кукол стартовал всероссийский проект «ТеатровИдение», объединяющий театральное искусство и современные технологии. Спектакли будут снимать на видео и транслировать в сеть. Создатели проекта пообщались с журналистами.

Идея проекта появилась не на пустом месте. Ещё в 2004 году появился видеопроект «Театральная паутина», именно тогда в стране впервые провели трансляцию спектакля. За это время создатели инициативы накопили немалый опыт и решили поделится им с другими специалистами.

В рамках проекта на базе рязанского театра создали первый в стране творческо-технологический центр.

Слушателями обучающей программы стали специалисты четырех государственных театров города и телекомпаний. Всего 32 человека. Их обучение началось задолго до начала спектакля. Ведь чтобы передать настроение и атмосферу театральной постановки, не хватит просто поставить камеру.

Создатели проекта в начале объяснили своим помощникам, как правильно выставить свет, звук и установить аппаратуру, чтобы она не мешала зрителям. Также им разъяснили специфику монтажа видеоверсии спектакля.

Фото: Рязанский театр кукол

Руководитель проекта Юрий Гаврилов в беседе с журналистами рассказал, что его команда желает научить специалистов снимать представление так, чтобы минимально терялось художественное качество и, чтобы зрителю было интересно смотреть и чувствовать сопричастность.

«Чем больше у нас будет людей, способных качественно снимать и понимать, что такое качество, тем лучше будет интернет-пространство», - заметил Юрий Гаврилов.

Стоит отметить, что видеоверсия спектакля - это самостоятельное произведение со своими законами, приёмами и языком. Съемки будут проходить на протяжении двух дней, и поэтому продукт, который получится, будет отличаться от того, что зритель увидел на сцене воочию.

Режиссер записи Александр Смирнов добавил, что самое тяжелое в его работе - снять так, чтобы не перечеркнуть театральную условность и окунуть зрителя в историю спектакля.

По его словам, для двухдневной съемки используется пять камер и столько же операторов.  Для слушателей программы в холе оборудовали специальное место, где после съемки будет проводится работа по созданию общей картины.

Директор кукольного театра Константин Кириллов заметил, что проект уникальный и крайне необходимый для театров.

«Все мы волей-неволей уходим в цифру. Мы не погружаемся туда полностью, потому что театр - искусство живое, но для нас важно, чтобы все спектакли были сохранены. Чтобы это было не только архивом нашей жизни, а чтобы мы могли к этому обращаться всегда. Я не сторонник того, что мы продаем постоянно и представляем зрителям выбор театра в HD, когда в кинотеатре продаются билеты, показ. Все-таки важно, чтобы зритель присутствовал здесь и сейчас, и живое дыхание было», - рассказал Константин Кириллов.

Он отметил, что нужны не просто записи, а правильно переданная через цифру эмоция.

Первым спектаклем, видеоверсия которого будет доступна онлайн, стал «И НАКАЗАНIЕ» поставленный по знаменитому произведению Фёдора Достоевского «Преступление и наказание».

«Рязанские новости» посетили представление и готовы поделится впечатлениями.

Насладится постановкой пришли многие любители искусства, однако из-за специфики ведения съемки задние ряды пустовали. Перед началом действа зрителям сообщили, что они стали участниками уникального события.

«Образ спектакля во многом зависит от вас, зрителей. Друзья, мы рассчитываем на вашу поддержку и просим выключить мобильные телефоны», - прозвучало обращение к театралам.

И вот зал погрузился во тьму. Зрители в предвкушении чуда смотрят на сцену. В тишине раздается звон колоколов, и на площадке разворачивается целая жизнь.

В постановке сочетается таинственное, ужасное, мистическое и смешное.

Интерпретация режиссёра Олега Жюгжды близка к оригиналу, но в то же время наполнена своими смыслами. Зрителю дается возможность увидеть текст так, словно он знакомится с ним впервые.

Главный герой романа Родион Раскольников, отнеся себя к необыкновенным людям, убил и ограбил старуху процентщицу и её сестрицу.  После чего его сознание помутилось.

Актеру (Василий Уточкин) удалось вжиться в роль потерянного человека и показать все его переживания и страхи. На сцене оживают и обретают зрелищность воспоминания героев, их сны и галлюцинации. Внутри повествования используется игра теней и видео.

В постановке задействованы не только люди, но и куклы. Причем как в роли отдельных персонажей, так и дублируя героев, сыгранных артистами. Произведение, наполненное глубоким смыслом, подано с такой легкостью, что время пролетает незаметно.

Лицедеи на сцене творят чудеса, и после окончания спектакля еще долго остается послевкусие. Кроме того, становится понятно, почему именно эту постановку выбрали как образец для съемки.

Спектакль дает массу возможностей для использования различных приемов видеосъемки, что позволяет мастерам продемонстрировать участникам проекта «ТеатровИдение» сложные и нестандартные технические решения.

Мария Гирис