В доме Ивана Пожалостина в Солотче работали Паустовский и Гайдар

icon 12/08/2022
icon 10:00

© Фото: culture.ru

Фото: culture.ru

На сайте Бренды России появился раздел Рязань. Он заполняется, и каждый желающий может принять участие. Следующий материал в разделе о доме-музее Ивана Петровича Пожалостина. Предлагаем Вам ознакомиться.

Дом-музей И.П. Пожалостина в Солотче открылся в 1992 году как филиал Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина в честь празднования 155-летия художника.

Здание было построено по личному проекту Пожалостина в 1880 году. Здесь были созданы последние гравюры художника.

В Советское время в этом доме работали писатели К.Г. Паустовский и А.П. Гайдар. Их произведения, написанные там, вошли в золотой фонд отечественной литературы.

«На следующий год я поселился у Пожалостиных. Я снял у них старую баню в саду. Сад был заглохший, весь в сирени, в одичалом шиповнике, в яблонях и кленах, покрытых лишаями. На стенах в пожалостинском доме висели прекрасные гравюры — портреты людей прошлого века. Я никак не мог избавиться от их взглядов. Когда я чинил удочки или писал, толпа женщин и мужчин в наглухо застегнутых сюртуках, толпа семидесятых годов, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием. Я подымал голову, встречался взглядом с глазами Тургенева или генерала Ермолова, и мне почему-то становилось неловко», - Константин Паустовский («Мещёрская сторона»).

Жена Паустовского была уроженкой Рязанской области. Более двадцати лет писатель с семьёй регулярно жил в Солотче. В 1937 и 1939 годы в гостях у Паустовского жил и работал Аркадий Гайдар. Именно здесь он написал рассказ «Чук и Гек», а позже задумал повесть «Тимур и его команда».

«Дорогой Рува! Когда вы едете в Солотчу? Какие твои и Косты планы? Тоскую по «Канаве», «Промоине», «Старице», и даже по проклятому озеру «Поганому» и то тоскую. Выйду на берег моря — ловят здесь с берега рыбу бычок. Нет! Нету мне интереса ловить рыбу бычок. Чудо ли из огромного синего моря вытащить во сто грамм и все одну и ту же рыбешку? Гораздо чудесней на маленькой, чудесно задумчивой «Канаве» услышать гордый вопль: «Рува, подсак!» А что там еще на крючке дрягается — это уже наверху будет видно», — в 1939 году писал Аркадий Гайдар.

Во второй половине ХХ века дом был заброшен и горел. Здание восстановили в 1990-х годах.

Посетитель музея может ознакомиться с творчество художника, начиная с первых опытов в гравюре и заканчивая ненапечатанной гравюрой с картины А.А. Иванова «Явление Христа народу». От усадьбы начинается экскурсионный маршрут «Тропа Паустовского». Ежегодно здесь открываются новые выставки.