Долина, чудная Долина: как звезда эстрады «начудила» и страна подхватила «тренд»
Жители Рязани и других городов столкнулись с «эффектом Долиной»
© Страница Ларисы Долиной ВК
Один резонансный судебный процесс может изменить правила игры на целых рынках. История, начавшаяся с продажи квартиры известной российской певицы Ларисы Долиной, переросла в общероссийский феномен — «эффект Долиной». Схема, при которой продавцы недвижимости или автомобилей, получив деньги, оспаривают сделку в суде, утверждая, что стали жертвами мошенников, оставляет покупателей и без объекта покупки, и без средств. После дела Долиной по всей стране стали массово всплывать аналогичные истории с «ларисодольниками». Как работает эта схема, о каких делах известно на данный момент и как защититься от потери имущества и денег — в материале «БИЗНЕС-ЖУРНАЛА».
Что такое «Эффект Долиной»?
Термин «эффект Долиной» описывает ситуацию, когда продавец недвижимости или автомобиля, уже получив деньги, обращается в суд с требованием признать сделку недействительной. Основание — утверждение, что продавец действовал под давлением мошенников и не осознавал последствий своих действий. Если суд удовлетворяет иск, имущество возвращается первоначальному владельцу, а покупатель теряет и деньги, и приобретённый объект.
Подробности дела
Всё началось в августе 2024-го, когда 69-летняя певица заявила, что стала жертвой изощрённой аферы. По её словам, мошенники, представившись сотрудниками спецслужб, убедили её в апреле, что её квартирой в Хамовниках интересуются преступники. Чтобы «обезопасить» актив, ей якобы нужно было провести её фиктивную продажу, а вырученные средства перевести на «безопасные счета». В итоге квартира площадью 236 кв. м была продана за 112 млн рублей, а эти деньги вместе с дополнительными сбережениями артистки (общая сумма ущерба позже оценивалась в 175 млн рублей) ушли злоумышленникам. Долина поняла, что её обманули, лишь когда новые владельцы пришли требовать освободить жильё.
Расследование вышло на четверых фигурантов, среди которых были «курьер», «сотрудник правоохранительных органов» и координатор схемы. В ноябре 2024 года суд приговорил их к реальным срокам колонии, однако взыскать с них ущерб в пользу Долиной сразу не удалось — этот вопрос был выделен в отдельное гражданское производство.
Суд вернул квартиру, но не деньги
Параллельно с уголовным делом Долина подала гражданский иск — с требованием признать сделку купли-продажи недействительной, поскольку она была совершена под влиянием обмана. И весной 2025 года Хамовнический суд Москвы, а затем и Мосгорсуд удовлетворили её иск к покупательнице Полине Лурье. Квартира вернулась к певице, а вот деньги Лерье — нет. Суды решили, что средства должна вернуть осуждённая группа мошенников, что на практике может затянуться на годы или оказаться невозможным. Адвокаты Лурье продолжают обжалование, намекая на кассацию в Верховный суд.
Именно это судебное решение и стало спусковым крючком. Оно показало, что можно, получив деньги за собственность, через суд вернуть её себе, оставив покупателя ни с чем, а вину возложив на «третьих лиц» — мошенников. В юридической среде это явление мгновенно окрестили «эффектом Долиной».
«Ларисодольники» по всей стране: от Калининграда до Якутска
Как только прецедент был создан, по всей стране начали массово всплывать аналогичные иски. Продавцы квартир и даже подержанных автомобилей стали обращаться в суды, заявляя, что действовали под давлением аферистов, и требуя вернуть имущество, не возвращая деньги.
Якутск: Верховный суд сказал «стоп»
Один из первых громких случаев произошёл в Якутске ещё до окончательного решения по Долиной, но получил финал уже на фоне нового «тренда». В сентябре 2023 года гражданка Кириллина продала квартиру Аргуновой, а позже подала иск, утверждая, что стала жертвой мошенников. Якутский городской суд изначально пошёл навстречу продавцу, но в октябре 2025 года Верховный Суд Республики Саха (Якутия) отменил это решение, вынеся редкий вердикт не в пользу «жертвы». Суд установил, что Кириллина совершила ряд последовательных и осознанных действий, понимала значение сделки и могла руководить своими поступками. Этот случай стал одним из немногих, где суд высшей инстанции пресек попытку использовать «схему Долиной», но он остался скорее исключением.
Тула: «Долиной вернули — и мне вернете!»
Мария и её муж, планируя свадьбу и рождение ребенка, нашли в Туле «идеальный» вариант: однокомнатную квартиру рядом с садиком. Продавцом была 68-летняя Людмила, которая произвела на пару самое благоприятное впечатление, объяснив продажу переездом к дочери для помощи с внуками. Сделку провели через банк с использованием безопасных платежей, всё прошло гладко. Бывшая хозяйка даже подарила молодоженам икону «на семейное счастье».
Однако уже через неделю после передачи ключей пара получила судебную повестку. Людмила подала иск о признании сделки недействительной, ссылаясь на давление мошенников. В суде её позиция трансформировалась и приобрела знаковую формулировку: «Долиной вернули, и мне вернете». При этом на вопрос о деньгах она заявляла, что перевела их мошенникам «на Украину», и возвращать покупателям было нечего, пишут «Тульские новости».
Расследование выявило важные детали. За последние два года пенсионерка была стороной в четырёх сделках с недвижимостью. Медицинские справки и экспертизы не выявили оснований сомневаться в её вменяемости на момент продажи.
Покупатели взяли ипотеку под 28% годовых и теперь рискуют остаться без квартиры, но с огромным долгом. Ремонт приостановлен, жизнь семьи замерла в ожидании судебного решения.
Москва: «Компенсация» на 250 лет вперёд
В столице новый виток схемы обрёл почти гротескные черты. Александр купил на Нагатинской набережной однокомнатную квартиру в аварийном состоянии за 9 млн рублей. Перед сделкой он несколько раз спрашивал у пожилой продавщицы, не действует ли та под давлением, и получал отрицательный ответ. После покупки новый владелец вложил в капитальный ремонт более 2 млн рублей. И как только квартира преобразилась, бывшая хозяйка подала иск об отмене сделки, заявив, что стала жертвой мошенников и продавать не хотела, пишет SHOT.
В качестве «компенсации» она предложила возвращать стоимость квартиры по 2-3 тысячи рублей в месяц со своей пенсии. Простой расчёт показывает: при такой ставке полный возврат суммы без учёта затрат на ремонт займёт около 250 лет.
Рязань: Следователь звонит после ремонта
В Рязани «эффект Долиной» проявился в отношении риелтора Романа Сизова. Он купил квартиру у 70-летней пенсионерки, сделка была заверена нотариусом, все документы оформлены безупречно. Новый владелец вывез мусор, сделал современный ремонт, но в октябре ему позвонил следователь. Оказалось, возбуждено уголовное дело: продавщица заявила, что действовала под влиянием телефонных мошенников. От неё поступил гражданский иск с требованием вернуть квартиру — без каких-либо условий по возврату денег, передает АиФ Рязань.
Параллельно в Рязанской области разбирается аналогичное дело, но уже с автомобилем. Женщина из Пронского района продала машину, перевела деньги мошенникам, а затем обратилась в суд. Проведённая психолого-психиатрическая экспертиза подтвердила, что на момент сделки она «не осознавала последствий своих действий», что резко повышает шансы на удовлетворение иска. Эти случаи заставили местное УМВД выпустить специальные рекомендации по сделкам с пенсионерами, прямо ссылаясь на новую опасную схему.
Калининград: «Они что, голубых кровей?»
«Эффект Долиной» вышел за рамки купли-продажи и добрался до арендного рынка. В Калининграде риелтор Анжелика взяла в доверительное управление квартиру пожилой женщины, своими силами и средствами провела в ней ремонт, погасила долги хозяйки и нашла долгосрочных арендаторов. Через два месяца пенсионерка неожиданно вернулась, открыла квартиру своим ключом и легла спать. Обнаружившим её жильцам она заявила, что собирается пожить с ними «дня четыре», а на возмущения ответила фразой, ставшей символом полного правового нигилизма: «Они что, голубых кровей? Со мной жить не хотят?!».
Риелтору пришлось в срочном порядке расторгать договор и возвращать залоги арендаторам из собственного кармана. Хозяйка не только отказалась компенсировать какие-либо расходы, но и осталась жить в отремонтированной квартире, пишет BAZA.
Екатеринбург: студентка, «борьба с терроризмом» и мировое соглашение
Волна «эффекта Долиной» докатилась и до Урала, но один из случаев в Екатеринбурге завершился не по классическому сценарию, показав возможный, хотя и редкий, путь к справедливости, пишет «Бизнес-журнал. Урал».
Жертвой мошенников стала 20-летняя студентка из Челябинска, владелица однокомнатной квартиры в Екатеринбурге. Летом 2025 года на неё вышли аферисты, действовавшие по отработанной схеме: они последовательно представлялись сотрудниками техподдержки «Госуслуг», Росфинмониторинга и, наконец, ФСБ. Под предлогом «сотрудничества с правоохранительными органами для предотвращения финансирования терроризма» девушку запугали и принудили оформить договор купли-продажи её жилья за 3,6 млн рублей.
Когда обман вскрылся, пострадавшими оказались обе стороны сделки. Студентка подала иск о признании договора недействительным, а покупатель, втянутый в эту историю, вынужден был подать встречное требование — о снятии прежней владелицы с регистрационного учёта в «его» уже квартире.
В отличие от многих других дел, уральская история завершилась мировым соглашением, что стало относительно благополучным исходом. Суд объединил оба иска в одно производство, и стороны нашли компромисс: покупатель отказался от права собственности в пользу матери студентки, а деньги в полном объёме были возвращены ему через безотзывный покрытый аккредитив — финансовый инструмент, гарантирующий безопасный расчёт.
Этот случай, хоть и начался по печально знакомому сценарию, демонстрирует важный нюанс: когда в деле фигурируют два добросовестных пострадавших — обманутый продавец и ничего не подозревавший покупатель — суд может выступать площадкой для поиска баланса.
Что на это ответила Госдума?
В Госдуме уже начали разработку пакета законопроектов, направленных на пресечение «схемы Долиной». Среди предлагаемых мер:
1. Обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью и дорогостоящими автомобилями.
2. Введение «периода охлаждения» — заморозка денег покупателя на спецсчёте на несколько дней для выявления возможного давления на продавца.
3. Страхование рисков подобных сделок.
Однако, пока идёт обсуждение, судебная практика остаётся противоречивой. Несмотря на отдельные решения, как в Якутске, большинство дел заканчиваются в пользу продавцов, что создаёт серьёзные риски для добросовестных покупателей и подрывает стабильность рынка.
Как обезопасить себя? Советы юриста
Главный щит — нотариус
По мнению председателя коллегии адвокатов, руководителя фирмы «Де-Юре» Валерия Соколова, базовое и самое действенное правило — всегда заверять сделку у нотариуса, особенно с участием пожилых продавцов.
«Прекратите на коленках писать договоры, прекратите экономить несколько тысяч, получая взамен страшные проблемы, расходы, суды, — заявляет юрист. — Нотариусы несут ответственность по закону, они осуществляют проверку по всем базам, которые существуют. Это ваша главная страховка».
Юрист подтверждает, что появилась категория пенсионеров, которая на волне мошеннических схем «поймала» тему обогащения.
«Появилась категория пенсионеров, которая на волне мошеннических схем «поймала» тему обогащения. Они выставляют себя якобы жертвами какого-то события и после сделки идут оспаривать ее», — констатирует Соколов.
Он призывает пересмотреть мягкое отношение к таким ситуациям: «Законодательство нашей страны говорит следующее — неважно, сколько тебе лет (80 или 90 и т.д.), ты такой же участник договорных обязательств и также отвечаешь за свои действия».
Комментируя нашумевшую историю с певицей Ларисой Долиной, Валерий Соколов охарактеризовал её как «юридический казус». Он признал, что решение суда, вернувшего квартиру певице, не обязав её возместить средства покупательнице, создало искажённый и крайне опасный прецедент, который теперь массово пытаются тиражировать.
«Эффект Долиной» показал как одна история может спровоцировать волну судебных споров. Пока законодатели ищут способы закрыть лазейку, тысячи россиян рискуют остаться без жилья и денег.