Шаг в историю: рязанские ученые рассказали о своем пути в науку

Рязанские ученные рассказали о развитии науки в регионе и о своем пути

icon 08/02/2025
icon 18:15
Шаг в историю: рязанские ученые рассказали о своем пути в науку

© нейросеть ООО "Региональные новости"

нейросеть ООО "Региональные новости"

8 февраля в нашей стране отмечается День российской науки. У каждого человека эта сфера деятельности ассоциируется с разными понятиями. Изобретения, опыты, исследования - малая часть того что приходит на ум при слове наука. Однако каждый ученый по-своему проходит свой путь. «Рязанские новости» пообщались с учеными Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Они рассказали нам, как начинался их путь в науку.

Александр Романика - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России и методики обучения истории и обществознанию.

Как вы начали свой путь в науке и почему выбрали именно такое направление?

- В детстве, наверное, сам того не зная, я уже был таким исследователем, потому что я любил гуляя по округе исследовать, что там есть. Меня всегда интересовало, что на этом месте было, что на этом месте есть сейчас и что будет. Интересовал мир вокруг в пространственно-временном контексте, что наверно, тогда предопределило формирование меня как профессионального историка и со временем я понял,что это мое. Наука позволяет нам развиваться, не стоять на месте и лежать на диване смотря Тик-Ток, а еще и развивать мозги. Наука позволяет нам жить продуктивно, все время у нас проходят различные интересные мероприятия.

Александр Сергеевич, расскажите о своей научной деятельности ?

- Как историк я занимаюсь исследованием революционного движения в России начала ХХ века и в целом истории России начала XX века.

Как председатель Совета молодых ученых занимаюсь организацией научных и научно-просветительских мероприятий, направленных на оптимизацию научных исследований и на приобщение студенчества к занятию наукой.

Как в РГУ работает Совет молодых ученых?

- Он объединяет представителей разных институтов, факультетов в основном в возрасте до 35 лет. Это могут быть аспиранты, молодые учёные, которые в данном возрасте защитили кандидатский диссертации, либо молодые доктора наук (до 40 лет). На мой взгляд, у нас есть два направления нашей деятельности. Первый – это классическая организация разных классических мероприятий, направленных прежде всего на повышение публикационной активности. Это вот стандартные научные статьи, такие сугубо для людей науки, не для широкой публики. Второе наше направление, я бы его назвал научно-популярное, научно-просветительское.

Это организации мероприятий, направленных на как раз широкую аудиторию. Среди таких трендовых мероприятий - научная битва. В этом году мы ее организовали в рамках университетской лиги научных битв. Суть мероприятия в том, что есть несколько спикеров, которые в доступной манере рассказывают про свои научные исследования, аудитория им хлопает, и тем самым мы с помощью шумометра размеряем кому больше всех хлопают, тот и победил. И в конце мы вручаем приз – боксерские перчатки, которые символизируют победу.

Еще из чисто наших мероприятий можно отметить Powerpoint Party, которая пользуется популярностью. Собственно, какого-то четкого регламента нет. Главное — делать презентацию на научно-популярные темы. С одной стороны, обязательное условие — это яркая наукоемкость, научная составляющая. Второе важное условие — это наличие юмора. На мой взгляд, это наше самое неформатное научное мероприятие, которое пользуется большим успехом. А что касается вообще университетского мероприятия главного, то это естественно фестиваль науки, который организует весь университет.Он проходит каждую осень, в конце обычно октября, и в РГУ действует 60-70 научных площадок. Гостей фестиваля обычно несколько тысяч. В основном это школьники, которые приходят в РГУ. Им в доступной манере на этих секциях рассказывают про сложных научных вещах. Наш фестиваль «Наука 0 плюс» - это наше флагманское мероприятие.

Как вы видите развитие науки в Рязанской области и в стране?

- Сейчас даже чтобы преподавать в университете надо закончить бакалавриат, потом магистратуру, а чтобы после этого добиться каких-то карьерных успехов, надо писать кандидатскую диссертацию. Защита и написание, которой занимает обычно в лучшем случае более четырех лет. Поэтому этот путь очень сложный. Науку сейчас выбирают люди, для которых это призвание, которые этим живут. Конечно, надеемся, что молодых ученых у нас будет как можно больше. При этом мы стараемся чтобы не только, когда уже кандидатскую люди пишут они занимались наукой, а на ранних этапах могли это делать.

Как вы видите будущее науки?

- Наука относится к категории неотъемлемых составляющих человеческой цивилизации, поэтому она обязательно будет и научное знание будет  двигать наше общество вперед.

Наталья Долгова - доцент кафедры литературы и журналистики; кандидат филологических наук.

Каким был ваш путь в науку?

- Мой путь в науку начался в институте. В школе я имела смутное представление о таком феномене как наука. А в институте мы все должны были писать курсовые работы, выполнять научные задания. И конечно, я для себя науку открыла. И мой путь начался с написания первой научной статьи, выступления на научной конференции и в работе кружка, который вел Александр Викторович Сафронов в рамках преподавания дисциплины «История русской литературы 18-19 веков». 

Что касается научной конференции, то впервые я выступила на ней, будучи студенткой второго курса, по приглашению, как впоследствии оказалось, моего будущего научного руководителя, руководителя моей кандидатской диссертации Александра Петровича Ауэра,
Он в сотрудничестве с другими коллегами, с известными филологами в России, организовывал в Коломенском государственном педагогическом институте международную научную конференцию по этике и компаративистике. Там обязательно была студенческая секция. Вот там-то я и выступила с моим первым сообщением «Михаил Булгаков и Герберт Уэллс к вопросу преемственности».
И можно сказать, что мой путь в науку был определен. Я стала заниматься изучением истории русской литературы, меня всегда интересовал Булгаков, и, соответственно, мои последующие статьи, выступления и кандидатская диссертация Булгакову и оказались посвящены.

Как можно развить науку? 

- Во-первых, прежде всего, нужно финансирование. Как правило, научные направления развиваются там, где они получают достаточно финансовую поддержку. К сожалению, нельзя добиться 
хороших результатов в любой научной сфере, если мы не финансируем деятельность ученых, не создаем лаборатории, не оснащаем лаборатории новейшим оборудованием. И это касается не только научной сферы, но и, может быть, какой-то гуманитарной.
Второй аспект — это, безусловно,
интеллектуальный потенциал, то есть это люди. Без квалифицированных кадров развитие науки тоже невозможно. Нужно на ранних этапах выявлять молодых людей, которые проявляют себя в научной деятельности и поддерживать их, потому что так или иначе без молодежи развитие науки невозможно. Наша страна всегда могла гордиться научным потенциалом людей. В этом плане нужно сказать, что интеллектуальными ресурсами мы достаточно хорошо оснащены. Большое количество представителей молодежи готовы заниматься научными исследованиями, и очень многие научные изыскания проводятся людьми, которым может быть даже и 30 лет нет.
Третий аспект, это популяризация науки. Понятно, что многое в нашей жизни, создано благодаря науке. Но известно, что ни ученые, ни их открытия не претендуют на медийность, зачастую находятся за пределами читательского и зрительского внимания и не получают необходимого признания.
Поэтому необходима популяризация.

Конечно, развитию науку способствует совокупность этих аспектов. 

Павел Бугров - аспирант третьего курса и инженер лаборатории квадрупольной масс-спектрометрии в РГУ имени С.А. Есенина. Также он был признан «Молодым ученным года».

Как вы пришли в науку? 

- Путь в науку начался на третьем курсе бакалавра РГУ, тогда мне захотелось «прощупать» что такое научная деятельность. Вместе с моей одногрупницей и профессором Коненковым, мы выступили на конференции проводимой в нашем университете. Я частично заинтересовался направлением масс-спектрометрия. На четвертом курсе к нам приехал профессор из НИЯУ «МИФИ» Сысоев Алексей Александрович и позвал к ним в магистратуру, как раз по масс-спектрометрическому направлению, а так как в этот год у нас в университете не было магистратуры, то я сразу согласился и начал готовиться к вступительным экзаменам.
Далее два года я провел в Москве приобретая прикладные навыки, работая напрямую с прибором. После защиты магистерской диссертации, я вернулся в свой родной университет уже как аспирант. Возращение было в основном обусловлено моим обещанием вернуться и желанием обучаться у Николая Витальевич Коненкова.

Расскажите о своей научной деятельности? 

- В данный момент я занимаюсь исследованием движения ионов во внешнем электрическом поле в присутствии буферного газа, а также исследованием влияния использования резонансного возбуждения колебаний ионов в квадрупольном фильтре масс. Пишу иногда статьи и заявки на патентование. Также в данный момент участвую в работе в рамках федерального проекта «Развитие отечественного приборостроения гражданского назначения для научных исследований» в роли младшего научно сотрудника.

Какой вы видите науку будущего ?

- В общих чертах будущее науки представляет крайне многообещающим. Использование квантовых компьютеров или искусственного интеллекта открывает новые возможности для всевозможных дисциплин. 

Если говорить про развитие науки в стране, то это тоже не простой вопрос. За все области говорить сложно. Направление, которым занимаюсь я, как наука развивается слабо.

Последнее яркое событие было в 1999, когда Александр Алексеевич Макаров представил на американской конференции OrbiTrap. После этого сильно ярких открытий не было. Сейчас в стране ввиду санкций масс-спектрометрические приборы начали импортозамещать. Научные коллективы и фирмы начали заниматься созданием масс-спектрометрических приборов, которые нужны во многих отраслях.  

Если говорить про регионы, то, как бы это грубо не звучало, в регионах как таковой науки нет. Хоть какое–то финансирование науки ощущается в Москве и других локомотивных или опорных регионах. Как известно, если ученый хочет заработать на науке, то ему нужно переезжать в Москву, если говорить про нашу и граничные области.
Как известно в данный момент в России более 50 процентов регионов это мертвые регионы, если мы говорим про большую науку. Конечно, почти везде есть идейные люди и их не мало, которые пытаются что-то делать, развивать или прославлятьсвой регион, но без хоть каких-то ощутимых вливаний финансов это невозможно. Многие наши рязанские ученые катаются в Москву, чтобы поработать хоть на каком-то оборудовании и провести хоть какие-то эксперименты. «Эксперты» скажут: «Получите грант». Грант, конечно, получить можно, но на это могут уйти годы, потому что в нашей реальности получить какой –то крупный научный грант региональному (оговорюсь, мы не говорим про опорные регионы) университету без поддержки большого производства или опорного университета почти невозможно, к сожалению. А не получив грант, лаборатория не может закупить современное, а самое главное нормальное оборудование. А следствием всего этого является устаревание лабораторий и не актуальность университета у абитуриентов. А неактуальность у абитуриентов из-за подушевого финансирования ведет к снижению уровня образования. И так раз за разом, пока кафедру или факультет/институт не закроют.