Более 60% россиян имеют доверие к банкам, использующим искусственный интеллект и роботов

Более половины граждан России верят в ИИ банки

icon 30/11/2024
icon 14:30

© Freepik

Freepik

Более половины россиян (51%) уверены, что в ближайшем будущем появятся банки, где основные клиентские операции будут осуществляться роботами с использованием технологий искусственного интеллекта (ИИ), таких как цифровые консультанты и аналитические системы. Этот вывод был сделан на основе опроса, проведенного ВТБ в рамках исследования под названием «Цифровое доверие: будущее отношений с искусственным интеллектом». Ещё 10% респондентов отметили, что контроль за работой ИИ-роботов, принимающих ключевые решения по клиентским запросам, будут осуществлять реальные сотрудники — операторы в банковских отделениях. Таким образом, 61% россиян верит в то, что банки, активно использующие ИИ-роботов, станут реальностью.

Согласно результатам опроса, чуть менее трети участников – 28% – ожидают появления банков с использованием искусственного интеллекта в течение ближайших 10-15 лет, а 23% полагают, что это произойдет в горизонте 20-30 лет.

Еще 23% опрошенных указали, что ИИ-роботы будут задействованы в банковских учреждениях наряду с живыми работниками, однако полностью их не заменят. Лишь 16% имеют сомнения относительно того, что ИИ-роботы смогут эффективно обслуживать клиентов в банках.

Каждый пятый россиянин (22%) считает, что ИИ-алгоритмы будут более лояльны при выдаче кредитов, предлагая лучшие условия по сравнению с человеческими сотрудниками. Четверть опрошенных уверены, что разницы между решением, принимаемым человеком или роботом, они не заметят. Одна треть респондентов высказала мнение, что ИИ может предлагать меньшие суммы кредитов. 19% отметили, что возможны случаи, когда ИИ проявит большую лояльность к клиенту, в то время как в других ситуациях будет осторожнее с крупными суммами.

Опрос о будущем банков проводился в рамках обширного исследования «Цифровое доверие: будущее взаимодействия с искусственным интеллектом». Аналитики банка проанализировали свыше 100 различных источников, включая опросы и научные исследования.

По приведенным в исследовании экспертным оценкам, порядка 70% потребителей готовы обращаться за ИИ-рекомендациями по новым продуктам и услугам, 64% потребителей готовы совершать покупки, основываясь на этих рекомендациях. Более же половины пользователей (53%) доверяют генеративному ИИ в вопросах финансового планирования. За последний год ИИ чаще всего использовали 18–19-летние респонденты.
 
«Наше исследование показало, что тема искусственного интеллекта и доверия к нему сегодня буквально будоражит едва ли не каждого пользователя. Многие считают, что они точно знают, что такое искусственный интеллект, однако рекомендации цифровых сервисов, сформированные ИИ, большинством пользователей не идентифицируются как таковые. На совершенствовании рекомендательных алгоритмов будет основано и развитие цифровых помощников. Это будет одним из основных драйверов развития финтеха на ближайшие годы. С каждым годом цифровые помощники будут повышать качество рекомендаций, делать их все более персонализированными. С финансовыми помощниками тесно связаны помощники по покупкам – кто как не банк знает больше о транзакциях каждого пользователя? Уровень доходов, характер трат, геолокации, прошлые покупки, сезонность, привычки пользователя - всё будет анализироваться и на этой основе цифровые помощники будут составлять ИИ-рекомендации пользователям», — отметил Вадим Кулик, заместитель президента – председателя правления ВТБ.