«Я не окей»: РПП - это не про вес и не про еду
Рязанцам рассказали о расстройстве пищевого поведения
© freepik
Когда мы добираемся до глубинных причин, появляется четкое понимание того, что на самом деле РПП - это не про вес и не про еду. Наверное, звучит удивительно, ведь, казалось бы, жизнь анорексика состоит исключительно из подсчёта калорий, граммов, цифр на весах и бесконечных мыслях о еде. Но давайте попробуем разобраться, что же стоит за этим на самом деле?
Психолог Антон Солодуха рассказал "РН" о расстройстве пищевого поведения.
Что такое РПП?
-Довольно широкий спектор входит в это понятие сейчас. Если попытаться дать обобщенно, то это систематическое нарушение стабильных отношений с пищей человека. Описать это можно на трех уровнях: есть поведенческий, мысленный и эмоциональный.
Выделим основные конструкторы из которых складывается РПП – это избегающее пищевое поведение ( ограничительное ), то есть когда человек урезает себе рацион, убирает из него продукты и т.д., потом это импульсивное поведение – приступообразные переедания и срывы, и третий компонент – Компенсаторное ( очистительное поведение ) ( это явление, при котором человек начинает употреблять больше пищи, чем необходимо, после периода ограничения или голодания. Это происходит из-за того, что организм стремится восстановить запасы энергии, потерянные во время ограничения питания.)Причем многие из их в диагностике замечаются. Например, очень изматывающие тренировки – я съел лишний бутерброд, а потом человек уходит на тренировку на несколько часов (надо отработать ).
Из этого собственно складываются разные типы РПП. Также на поведенческом уровне есть такие вещи, которые , не то, чтобы служат официальными диагностическими критериями по медицинским классификаторам, но тоже проявляются.
Это всячески избегающее поведение ( я не собираюсь в людных местах где едят или я сижу очень долго три листика салата нарезаю ). Много ограничительного поведения связанного с социальной активностью. ( Люди не идут на контакт с другими людьми , потому что они ,якобы, плохо выглядят ).
Люди с РПП очень часто забиваются. И у них очень высокая эмоциональная чувствительность.
Как развивается РПП?
Наиболее достоверная – биопсихосоциальная модель. Соответственно, есть компоненты развития: биологические , психологические и социальные. Что касается биологических компонентов, то это разные факторы генетической предрасположенности.
Допустим, проведены исследования о том, что в РПП большой генетический компонент.
Насколько я помню, те данные, которые я видел, они обновляются. На следующий год или может быть даже через несколько месяцев выйдет другое исследование, которое подкорректирует это все. По анорексии до 60 процентов – 40-60 ( наследственность ) и булимия до 60 процентов , а вот приступообразные переедания могут быть вплоть до 80 процентов ( наследуемость ).
К биологическим факторам относятся особенности нервной системы. Допустим, преобладание процессов торможения "нервного" над процессами "возбуждения".
Так, человек, у которого может преобладать процесс торможения в нервной системе, может быть на психологическом уровне уже более склонным к мысленному застреванию, эмоциональному застреванию.
Особенности обмена веществ.
Люди с анорексией очень сильно ограничивают свое питание, но при этом они вроде как функционируют. Особенно, когда это ранняя или средняя стадия, когда еще до тяжелых последствий не дошло. Они вполне подвижные, они вполне могут быть социально активны. То есть их обмена веществ как будто бы хватает, несмотря на малую долю их поступления.
Либо повышение аппетита, либо понижение.
Это тоже генетически-определенный фактор. У каких-то людей при сильно стрессовой ситуации не будет аппетита , а у какой-то части людей наоборот.
Что влияет на психологическом уровне? – аспекты самооценки, самовосприятия, аспекты восприятия картины собственного тела ( искаженная картина собственного тела ).
Депрессивно-тревожное состояние, склонности к застреванию ( мысленному и эмоциональному ), либо наоборот импульсивное поведение, которое сложно контролируемое человеком, даже самая эмоциональная чувствительность ( это тоже может быть фактором, которое приводит к развитию ). И еще ряд психоэмоциональных каких-то характеристик, которые же более частые.
Психосоциальная модель.
К ней мы можем отнести семью, культуру, взаимодействие с людьми. На это может влиять то, как его принимали близкие в связи с пищевым поведением, в связи с весом человека.
То есть отсутствует это принятие от близких людей и складывается ощущение, что ты «не окей». А как я могу быть «окей»? Человек истерически пытается найти то, за что может схватиться, как можно стать «окей».
На культурном уровне на это влияет как раз культ худобы, который у нас возник где-то в конце 50-х годов 20 века ( и если до этого это было выражено как-то не так, то потом появились модели, а потом и культ худобы среди моделей, с которых все и пошло).
Если вы обратите внимание на моделей, особенно времен «героинового шика», который кстати возвращается в последние годы, то там пропорции тела – это подростковые черты ( утонченность, не выраженность вторичных половых признаков – маленький размер груди, не широкие бедра , жира весьма мало , если он вообще на человеке есть ). Это не особо физиологично, чтобы стабильно и относительно комфортно жить и выполнять свои биологические функции.
Вы рассказали про булимию, можно о ней подробнее?
- Я буду опираться на классификаторы МКБ-11 в совокупности с DSM-5. Понимаю, что у нас еще царствует МКБ-10, но важно рассмотреть, что сейчас по современным данным, которые не относят пересечения с диалогической составляющей.
Как и в старых классификаторах есть анорексия, это как раз ограничительное пищевое поведение: урезание калорий, урезание количества принимаемых продуктов, плюс сверхценные идеи именно о весе и о форме тела, а также очень большая тревога, связанная с тем – «О боже мой, как же не набрать». Среди анорексии также выделяют разные подтипы в этом классификаторе – анорексия с нормальной массой тела, анорексия с приближающейся к низким значениям массы тела и уже на гране истощения. Среди них еще подразделяют - анорексия ( ограничительная ), когда только ограничения и анорексия с компенсаторными стратегиями ( когда мало того, что люди мало едят, они еще вызывают рвоту ).
«Когда у нас есть эти три кусочка конструктора – ограничение, срывы и очистки, они по разному складываются в разных диагнозах».
Плюс неспецифические формы анорексии, которые строгого характера не носят, они могут быть когда-то одни, а потом другие ( когда-то без очищения, когда-то с очищением ).
Если не отходить далеко от анорексии, как раз выделенная в DSM-5 и МКБ-11 – патологическое избирательно-ограничительное расстройство пищевого поведения (ПИОРП). Это как раз то, что раньше мы принимали за нарушение пищевого поведения, когда человек только начинает вот эту ограничительную историю ( В отличие от анорексии нет сверхценности массы тела и форм).
«С этим ограничительным расстройством пищевого поведения сцепляются последствия недостатка веществ – питательных и минеральных».
Если же мы говорим о булимии, которую мы затронули, то там как раз эти частички конструктора, что человек переедает ( с вызыванием рвоты ).
При этом, когда происходит переедание, оно может быть до такой степени, что давит на другие органы. Плюс оно происходит в короткий промежуток времени, желудок растягивается слишком резко, за счет этого может наступать физическая боль.
А субъективный уровень переедания, как мы говорим, конфетку вот съел лишнюю ( то человек начинает страдать, включаются эмоции по этому поводу. Включается чувство вины и тревога). Потом подключается компенсаторное поведение ( либо рвота, благодаря таблеткам или иным веществам, либо же слабительные и масла, которые тоже покупают) .
Также может быть спорт с очень высокими физическими нагрузками.
«Дрыгает ножкой, потому что это по его соображению, приводит к трате калорий»
«Пошел несколько часов тренить»
Если мы говорим о том, что происходит с человеком при булимии, то может быть разная картина импульсивных срывов.
«Стрессую – ем, стрессую – ем».
Также, это может наблюдаться в семье, когда люди кушают. Пример:
Ребенок приходит к родителю или к бабушке, а они ему говорят – тебе плохо?, - на покушай.
И создается такая сценка у человека, что, когда мне плохо, то надо покушать. Потому что это же язык любви.
У человека также может быть история с импульсивностью, когда сложно говорить просто что-то. И импульс переедания, когда приходит, он происходит за очень короткое время. Желудок не успевает получить сигнал, - что все, хорош, ты уже наелся!.
В депрессивном состоянии человек также может это почувствовать.
Сценка – эмоции сопровождаются едой. «Чем ярче эмоции, тем ярче переедание»
«В булимии после переедания включается аспект негативной оценки себя, - как же так, я не проконтролировал, как меня воспримет мир, я не окей».
Как может влиять окружение на расстройство пищевого поведения?
- Вот эта обратная связь, которая укоренилась за последние десятилетия в головах людей, что худеть это классно, худеть это окей, а чем меньше масса тела, тем более окей. Это транслируется людьми в обиходе даже не осознанно.
Отметим, что окружение играет значительную роль в формировании пищевого поведения и может оказать влияние на развитие расстройств питания:
1. Социокультурное воздействие: идеалы красоты, стандарты веса и внешности, особенности диет и питания в определенной культуре могут оказывать давление на людей и поощрять стремление к идеализированным нормам. Например, постоянная экспозиция фотошопа в социальных сетях может привести к неудовлетворенности своим телом и развитию расстройств питания.
2. Семейная обстановка: семейная среда также может оказывать влияние на пищевое поведение. Например, семьи, в которых уделяется много внимания внешности и весу, могут создать неблагоприятное окружение для детей, что может привести к развитию комплексов по поводу своего вида или стремлению к соблюдению строгих диет.
3. Доступность пищи: обилие высококалорийной и несбалансированной пищи, наличие фастфуда и сладостей везде, агрессивная маркетинговая кампания продуктов питания также могут способствовать избыточному употреблению пищи и формированию неправильных пищевых привычек.
Что бы вы посоветовали людям, страдающих РПП?
Очень сложный вопрос. Так как внутренне у всех разные картины. И рекомендация брошенная в одну мишень, может стать вообще не помогающей, иногда даже увеличивающая дискомфорт в другом случае.
Поэтому, это сцеплено больше с диагностическим этапом. Так как при лечении РПП большое пространство занимаем диагностика, составление консультаций и тд.
И если все-таки говорить о лечении, то научно-доказательные направления, которые работают с РПП – это когнитивно-поведенческая терапия с разными составляющими.
Почаще задавайте себе вопросы – Кто я? Где я? Что я сейчас чувствую?. Замечайте свою эмоциональную жизнь, замечайте, что с вами происходит, когда вы хотите прибегнуть либо к пищевому ограничению, либо к пищевому перееданию.
Для вас вообще вот это – это о чем? Какие у вас в голове ассоциации возникают? Если я сейчас не поем, то что? Эти вопросы помогут выйти на то, что пищевое поведение для вас - это не совсем о пище.
Постарайтесь не только увидеть, но и принять свою эмоциональную жизнь!