О демографии, любви, разводах, суевериях и СВО: эксклюзивное интервью «РН» со священником Дмитрием Фетисовым

Эксклюзивное интервью «РН» со священником Дмитрием Фетисовым

icon 14/03/2024
icon 07:00

© Дмитрий Фетисов

Дмитрий Фетисов

"Рязанские новости" побеседовали с секретарем епархиального совета Рязанской Митрополии РПЦ Дмитрием Фетисовым. В интервью удалось затронуть темы, которые стоят в приоритете современной повестки. Например, священнослужитель изложил свой взгляд на проблему демографии и разводов. 

О пути к вере в Бога

Рассказ о том, как человек пришел к вере, — это сродни рассказу, как я встретил свою любимую супругу. Это всегда очень индивидуально, лично и иногда непонятно для окружающих. Могу сказать, что я рос в обычной светской семье, но классе в 7 попал в православную смену детского лагеря, подружился с верующими детьми. Как-то раз они  меня пригласили поехать в монастырь, где я познакомился с удивительным, несомненно святым человеком — архимандритом Авелем и его духовными чадами. Благодаря встрече с этими благочестивыми людьми я и обрел веру.

На самом деле вера — это путь, а не просто убежденность в существовании Бога. Большинство людей это существование признают, но только этим и ограничиваются. А этого мало. 

Кто-то вообще Бога воспринимает, как золотую рыбку. У нас сейчас, например, повсеместно распространен оккультизм – гороскопы, гадания, приметы – такая псевдодуховная, комфортная и ни к чему не обязывающая попса.

Мы, православные, воспринимаем Бога не как средство для достижения цели, а как саму цель. Думаю, чтобы обрести веру, надо быть очень искренним самому с собой. Уметь критично, в свете Евангелия посмотреть на свою исковерканую грехом душу. А дальше всё с Божией помощью встанет на свои места. Ведь как говорил ещё в III веке Тертуллиан: "Душа по природе христианка".

О разводах

Есть такая теория выключенного утюга. Утюг, отсоединённый от сети, некоторое время ещё очень горячий, потом теплый, а в конце концов он остывает. На самом деле русский человек в начале 20 века был оторван от православной традиции. У него за половину столетия пропала религиозная мотивация создавать благочестивую семью и рожать много детей. Исчезла живая и органичная связь с Богом. Одним словом, «утюг остыл» и всё рухнуло.

Чем люди ближе к Богу, тем ближе они и друг к другу. Только на этом можно строить настоящую моногамию.

Кроме того, помимо отрыва от веры, есть ещё чисто психологическая причина: сейчас люди категорически не желают взрослеть. Они не умеют делиться и отдавать. А ведь взрослый человек — это тот, кто больше отдаёт окружающим, нежели принимает от них. 

О чувстве любви

Есть гимн любви апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине: Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…»  (1 Кор. 13:4). Лучше и не скажешь.

Для современного же человека любовь — это синоним слова комфорт. Если парень говорит своей возлюбленной  «я тебя люблю», то это можно смело перевести так: "Мне с тобой очень приятно и комфортно". Хотя «эрос» — это конечно тоже одна из сторон нормальной любви, но не самая главная. 

У нас же главный синоним любви — самопожертвование. Это такая обоюдная вещь. И это не про безвольный «синдром жертвы», а про готовность активно проявлять деятельную любовь.

Люди в конце-концов находят пару по своему ранжиру в духовном, интеллектуальном и культурном плане. Так что если отношения разрушились, то не стоит искать себе оправдание и снимать с себя ответственность. До чего дорос, то и получил в лице своей супруги, или супруга.

О демографии

Какие льготные и комфортные условия ни организовали бы власти для молодых семей, все равно мы от демографической катастрофы не уйдём, если в головах что-то не поменяется. Если не придёт религиозное понимание дара материнства и отцовства.

Для верующего человека иметь много детей — это естественно. Есть, кстати, такое большое заблуждение, что многодетность религиозных людей разных конфессий связана со строгим табу на контрацепцию. Это на самом деле не так. Дело в том, что религиозные люди воспринимают деторождение как проявление дара творчества. 

Бог дал нам дар творчества. И человек по-разному может распоряжаться этим даром. Он может стать художником, музыкантом, ученым, но это все равно не сравнится с тем, чтобы родить и воспитать ребенка. Это очень трудный процесс, но очень интересный и радостный.

Многодетность — это довольно тяжелый подвиг. Даже состоятельный человек отчасти лишает себя комфорта, становясь многодетным. И «топить» за многодетность тоже очень опасно, потому что я знаю много примеров, когда люди не успели повзрослеть, детей нарожали, а потом разбежались, «сбагрив» детей бабушкам и дедушкам. 

Я думаю, выступать за многодетность только с аргументтом «чтобы была польза для государства и грядущих поколений» — это несколько примитивно. Вряд ли это замотивирует людей. Тут без религиозной мотивации никуда.

О мотивации к вере и семейным ценностям у школьников

Это очень сложный процесс, тут бы «дров не наломать». Есть проблема педагогических кадров, проблема учебников и методичек, проблема кризиса семьи в конце-концов.

Даже ОПК (основа православной культуры) у нас ввели — это неплохо, это даже хорошо. Но и здесь подчас возникает много вопросов. 

Что же касается семейной тематики, то все идет от родителей. Родителям нужно начинать с самих себя. Как священник, скажу, что говорить об этом надо, надо ходить по школам, но вопрос только в том, насколько это будет воспринято самой семьей. Какой пример ребёнок увидит там.

Я один раз в такую ситуацию попал, когда сидел в кафе, а рядом со мной, через декоративную перегородку сидел папа с сыном-подростком и громко- назидательно вещал, что «церковникам нужны только одни деньги». Потому «доверять им не стоит».

Мужчина так горячо это говорил, что было понятно —-он сам искренне верит в это. Потом я как-то со стороны посмотрел на этих людей и сразу понял, что папа не живет в семье, а решил с сыном в выходные встретиться. Вряд ли этот взрослый человек вообще когда-то общался со священнослужителем, но вот сыну так безапелляционно внушает тезис о корысти и невежестве попов. Отношение к вере – оно всегда коррелирует с личным духовным опытом человека. Если этого опыта нет, или он негативный, то и отношение будет соответствующим.

О поездке на СВО

Было очень страшно, потому что там самая большая опасность — это дроны и от них никуда не скроешься, нет чёткого и работающего алгоритма защиты от них.

С другой стороны, когда посещаешь людей, которым это нужно, — это большая радость и духовное утешение. Тем более я попал к нашим рязанцам. Земляки с большой радостью и благодарностью встречали.

В окопах атеистов нет?

Абсолютно убеждён, что большая часть этих ребят вообще молиться там, на фронте, впервые начали. Знаю многих воинов, которые ежедневно со своим взводом читают Евангелие и акафисты Пресвятой Богородице.

Мы ходили по блиндажам и окопам, на «линии соприкосновения», там везде у ребят иконочки. Очень дружелюбно военные воспринимают приезд священника. Даже, кто особо не верующий, говорит, спасибо, батюшка, что приехали. Есть много священников, которые совсем не вылезают оттуда. Постоянно на фронте. Настоящие герои — это те люди, которые постоянно туда ездят, возят гуманитарку, помогают нашим бойцам.

О национализме и причинах СВО

Путин — однозначно не диктатор. Все диктаторы – истерики. А он очень спокойный и выдержанный мужчина. Конечно, я понимаю, что у нас проблем в стране очень много, но Путин — это не тот человек, который тешит свое самолюбие и из-за этого якобы развязал войну.

Был ли национализм на Украине? Конечно, был. У меня даже сомнения в этом нет. Когда я учился в гимназии, в 9 классе, у нас одна девочка рассказывала, как она с мамой летом ездила в Почаевскую лавру. Они ехали на поезде от Киева и в вагон зашла целая банда «нациков», которые стали всех кошмарить и искать «русню». Моей однокласнице было очень страшно… И это было давно, задолго до того, как стало так активно обсуждаться в СМИ.

После государственного переворота в 2014 году к нам, в том числе и в нашу епархию, очень много священников приехало оттуда. Потому что националистические банды им угрожали физической расправой, требовали, чтобы они перешли в раскольнические структуры.

При этом, конечно, мне противно многое и из нашей «ура-патриотичной» риторики. Все эти громкие слова про то, что святую Русь хотят уничтожить… 

Нет уже никакой святой Руси. У нас абортов и разводов больше, чем в самых безбожных странах. Мы живем на костях святой Руси. Хотя, конечно, понятно, что США ссорят христианские народы и делают это целенаправленно. 

О суевериях

Суеверия — это суррогат веры и уход от ответственности перед Богом и самим собой. Это удел слабых и лишённых воли людей. Суеверия ни к чему не обязывают человека, т.к. лишены всякой аскетики и разумного смысла. К сожалению, суеверия встречаются даже у тех, кто постоянно посещает храм. 

 

Максим Макаров