В Рязани продолжается реконструкция Астраханского моста на улице Ленина. Не так давно на нём установили первое металлическое ограждение, идентичное тем, которые были до реставрации. Директор НПЦ «Рязанская археологическая экспедиция» Василий Конов рассказал корреспонденту СИ «Рязанские новости» о том, какие ограждения будут стоять на реконструированном мосту и какая судьба ждёт старые ограды.

 

"На мосту будут установлены точные копии по условиям контракта, поскольку оригинальные ограждения находятся не в лучшей сохранности, и не у всех из них хорошо сохранились элементы домовых креплений. Тем не менее, хорошо сохранившиеся части старых ограждений, которые были отлиты в конце 40-х-начале 50-х годов прошлого века, будут установлены на лестничные своды моста, ведущие к бульвару", - объяснил Конов.

Археолог положительно оценивает качество копий. Василий Конов вместе с подрядчиками несколько раз ездил на завод «Тяжпрессмаш», и был свидетелем процесса их изготовления. Они изготовлены по той же самой технологии, что и оригиналы. Литьё новых заграждений проводилось не в двустворчатой форме, а в открытой.

"Для изготовления оригнальных решёток производилась гипсовая или металлическая модель – сейчас невозможно установить материал. Её оттиск делался в термостойком материале, и прототип изымался. Таким образом, получалась квадратная форма с вдавленным в неё рисунком. Эта форма была открытого типа: когда в чугунный ковчежек заливался металл, то не было крышки этой формы или второй её половинки в качестве противовеса. Из-за этого части ограждений имели несколько разный вес и разную толщину, хоть этого и не было заметно визуально", - раскрыл секреты специалист.

Новые ограждения реконструировали на основе старой, наиболее хорошо сохранившейся формы. На заводе её аккуратно очистили от краски, зашпатлевали небольшие дефекты, которые появились ещё при старом литье, и сняли с неё копию. Новые ограждения вылиты из того же металла, что и старые – из чугуна.

Василий Конов ездил на «Тяжпрессмаш» несколько раз, чтобы обратить внимание производителей на толщину изделий. Она должна быть примерно одинаковой на всех ограждениях. Кроме того, новые формы не должны содержать значительных дефектов: при литье из чугуна могут оставаться небольшие непроливы и каверны – большие поры в металле, вид брака.

При реконструкции моста не обошлось без курьёзного случая. Во время демонтажа старых ограждений обнаружилось, что некоторые из них были установлены вверх ногами – звёзды на ограждениях «смотрели» верхним концом вниз. По мнению Василия Конова неправильно их установили во время предыдущих реконструкций моста. Те не менее директор НПЦ заверил, что во время данных работ все ограждения будут установлены корректно.

Напомним, реконструкция Астраханского моста началась в сентябре прошлого года. Открыть движение хотя бы общественного транспорта по мосту хотели еще 25 декабря 2020 года, позже дата сдвинулась на 31 марта 2021 года. Но необычайно снежная зима сорвала и эти сроки. Сейчас же полностью завершить работы по реконструкции планируется по первоначальному плану -летом.