«Без обратного адреса»
Роман Сантьяго Пахареса вышел в серии «Кладбище забытых книг», о которой мы уже рассказывали в прошлый раз. Серия вобрала в себя романы испанских литераторов, где так или иначе прослеживается связь с загадочными произведениями литературы или их авторами, попытка разгадать которые приводит к непредсказуемым последствиям.
На этот раз перед читателем откроются два мира – обратная сторона Мадрида, где в небольших конурках близ цыганского квартала ревут от ломки наркоманы, и мир каталонской провинции, которую населяют странноватые внешне люди, но, как пел герой советской комедии, «добрые внутри».
Начинается все с того, что сотрудника издательства «Коэн» по имени Давид посылают в небольшой городок в долине Аран, чтобы попытаться отыскать там автора нашумевшего романа «Шаг винта». Сложность в том, что автора бестселлера никто никогда не видел в глаза, все, что о нем удалось узнать издательству, так это ту местность, откуда он посылал свои рукописи, и то, что на руке у него шесть пальцев. Имя автора Томас Мауд, но, вернее всего, что это лишь творческий псевдоним. Между тем на кону – карьера Давида и самое существование издательства. Мауд должен был прислать еще одну рукопись, но пропал со связи. И если его не отыскать – все полетит к черту. Давид берет с собой жену, не говоря ей об основной цели поездки. Упоминает лишь, что они отправляются в небольшой отпуск на природу.
Вторая сюжетная линия – история наркомана Франа, который пытается слезть с иглы. Он был готов совершать преступления за дозу, жить на краю пропасти, однажды он предал друга…Но в какой-то момент Фран хочет остановиться. Он идет в «медицинский автобус», чтобы взять препарат, который должен облегчить ломку и помочь ему побороть зависимость. Получится ли у него вернуться к прежней жизни, к которой не осталось ничего, кроем запасной пары носок и потрепанного тома «Шага винта»?..
Роман Сантьяго Пахареса местами напоминает «Клуб Дюма…» Артуро-Переса Реверте, однако лишь в части отдаленной схожести сюжета. На самом же деле, общего у них мало. Пахарес создал самобытную историю, увлекательную, трогательную, местами ироничную, местами угрюмую и реалистичную. Книга читается на одном дыхании, а затем оставляет наедине с приятной грустью.
«Земля мертвых»
Жан-Кристоф Гранже уже долгие годы стяжает славу одного из лучших авторов детективов современности. Его истории пропитаны мистикой, оккультными практиками экзотических этносов, познаниями в области международных экстремистских течений. Несколько лет Гранже работал журналистом-фрилансером. Многие его произведения черпают материал именно из этого периода деятельности автора. Фильм «Багровые реки» - это экранизация Гранже, он же написал сценарий к триллеру «Видок».
В «Земле мертвых» читателя ждет диковатая история расследования убийства стриптизерши. На первый взгляд может показаться, что это хоть и трагический, но все же рядовой случай. Если бы не одно «но». Перед убийством девушка была связана по технике «шибари», или «сибари». Когда-то в Японии с помощью этой техники связывали пленников, чтобы одновременно подчеркнуть их социальный статус. В современности боевая практика перекочевала в область интимную: вместо пленников стали выступать женщины, а веревка или иные «связывающие» материалы – использоваться не со всем по прямому своему назначению…Словом, что-то в этом убийстве, безусловно, не так. Поэтому расследовать его берется Стефан Корсо, которого тоже время от времени терзают садистские фантазии. Что там говорят: рыбак рыбака?...
В общем, роман Гранже погружает в атмосферу садо-мазо, индустрии порнофильмов и, конечно же, великолепного остросюжетного триллера, чем так славен автор.
Денис Волин