Оставить панику: почему водителям не стоит заранее волноваться о штрафах по камерам наблюдения за езду без ОСАГО

Водителям не стоит заранее волноваться о штрафах за езду без ОСАГО по камерам?

icon 26/09/2025
icon 22:00
Оставить панику: почему водителям не стоит заранее волноваться о штрафах по камерам наблюдения за езду без ОСАГО

© СИ «Новости Брянска»

СИ «Новости Брянска»

Наши коллеги из СИ «Новости Брянска» пообщались с воронежским автоэкспертом Михаилом Проскуряковым и брянским юристом Юрием Шаменковым, чтобы выяснить, когда реально заработает мера, чего бояться и кому из автомобилистов стоит беспокоиться.

В начале сентября автомобилистов взбудоражила новость, что уже с 1 ноября езда без полиса автострахования ОСАГО может влететь в копеечку попавшим в объектив дорожных камер горе-водителям. Камеры начнут фиксировать новое нарушение. Позже «Коммерсант» заявил, что система будет готова не раньше осени будущего года.

Сначала нужно проработать технические и оргмоменты, подтверждает и наш эксперт Михаил Проскуряков. Говорит, что грядущие изменения пока скорее выглядят проектом, а не окончательной догмой. На местах ждут конкретных распоряжений. Как на деле будет работать новая норма заявлять сейчас преждевременно.

Ранее дополнительные меры по борьбе с водителями без ОСАГО анонсировали после инициативы президента Владимира Путина. Сейчас штраф за отсутствие ОСАГО - 800 рублей, а при повторном нарушении – от 3 до 5 тысяч рублей. Нынешний закон позволяет штрафовать водителей неоднократно, каждая фиксация без ОСАГО будет новым штрафом, даже будь то в одни сутки.

Новая мера ударит по водителям с поддельными полисами

Систему разрабатывали несколько лет, когда механизм полностью запустят - ездить с липовой страховкой будет просто невыгодно. Сейчас, согласно данным Российского союза автостраховщиков, без полиса ездит практически каждый десятый водитель.

Михаил Проскуряков подтверждает, в ГИБДД пока нет никаких документов о том, как это будет организовано. Нельзя отметать и вопрос оперативности обмена данными со страховыми.

Согласно новому законопроекту, штрафовать за отсутствие гражданской автостраховки водителей будут не чаще раза в сутки. Инициативу внесли в Госдуму 23 сентября. «Ведомости» примерный срок вступления в силу данных поправок называют 1 сентября 2026 года.

Механизм призван стимулировать водителей без полиса - его купить, а также обеспечить принцип справедливости между участниками автоаварий. На эту тему рассуждает и наш другой эксперт - юрист Юрий Шаменков. Он вспоминает случаи из практики, когда отсутствие ОСАГО оборачивалось судом, и верит, что уже в ближайшее время по номерам и камерам водителей-нарушителей будут активно оштрафовать и вынудят-таки оформить страховку:

«Считаю, что проблема она назревшая уже достаточно давно. В моей практике было, что часто попадались люди, у которых не было ОСАГО. ОСАГО стоит не таких уж и больших денег - от 3 до 8 тысяч в среднем. А люди страдают. Это могут быть автомобилисты, которые попали в ДТП с виновником, у которого нет ОСАГО. Автомобилистам приходится взыскивать с виновника в общем порядке, не в страховой компании виновника, а просить денежные средства на возмещение как с физического лица. А у него, как у физического лица, он может и не работать, у него может быть денег нет, или еще что-то. Это все вызывает лишнюю судебную тяжесть, получается. И тем более, что ОСАГО страхует не только ответственность имущественную, но страхует жизнь и здоровье человека - то есть те же пешеходы, если получили какие-то увечья, то они должны претендовать на выплату по ОСАГО. Но если у виновника нет ОСАГО, то, соответственно, никаких выплат он не получает. С другой стороны, приходится идти в суд, либо как-то договариваться о какой-то компенсации с виновником ДТП, ну, если он, опять же, пойдет на встречу, будет договариваться, а так только через суд. То есть, считаю, что давно было пора и штрафы повышать, и как-то ввести более точный контроль за отсутствие страховки, в том числе, пускай это будет и по фотокамерам".

"Если это все заработает есть больше шансов, что его оштрафуют за отсутствие ОСАГО. Поскольку раньше было как, что остановят, но проверят, не проверят сотрудники, а в последнее время вообще, по-моему, они как-то халатно, кстати, относятся к этому и не проверяли отсутствие полиса. И штраф там небольшой. Люди говорят: остановят, оштрафуют, заплачу штраф, зато 6-7 тысяч не буду платить. А он не думает о том, что часто случается такое, что у меня было несколько случаев практики, вроде автомобилисты такие опытные, машины у них неплохие. А ОСАГО нет. И, соответственно, приходилось обращаться в суд. Но все равно это потратить свое время, договориться, если вы виновник - вы должны возместить имущественный вред. Вот приходилось договариваться уже в суде. А так бы никуда не обращаться. Сразу же страховая возмещала бы за виновника", - объясняет юрист необходимость меры.

"Это давно надо было сделать, и, слава богу, что уже как-то начинаются в этом направлении шаги идти, чтобы больше контроль был за отсутствием ОСАГО у автомобилистов. Заработает, не заработает. Я точно сказать не могу, это уже зависит от технических возможностей. Но учитывая, что сейчас по номеру все считывается, я думаю, что должно заработать, учитывая нынешний технический прогресс», - объясняет Шаменков.

«В основном по поддельным страховкам ездит старый совдеповский автопром. Много молодых водителей, которые страхуются все из-за отсутствия опыта, а самый большой процент ДТП с новичками как раз», - замечает совладелец частной страховой Проскуряков. Процедура внедрения видео-фиксации страховок займет приблизительно около года, добавляет эксперт. Тут его прогноз близок к оценке парламентариев. Предполагается, что это заставит страховаться всех, потому что дешевле оплатить страховку, чем ежедневный штраф, резюмирует автоэксперт. Как вспоминает Проскуряков, в начале, когда сделали выделенку в Воронеже, то никто не соблюдал первые месяцы, а потом как стали приходить штрафы, водители стали строго соблюдать и не заезжать на выделенную полосу. В целом, водители стали более дисциплинированными - бьют по карману штрафы сильно.