Перевернула жизнь в 47 лет: Марина Демьяненко рассказала о творческом бизнесе в Рязани

Керамист Марина Демьяненко рассказала о творческом бизнесе в Рязани

icon 07/03/2025
icon 18:30
Перевернула жизнь в 47 лет: Марина Демьяненко рассказала о творческом бизнесе в Рязани

© Марина Демьяненко

Марина Демьяненко

В преддверии Международного женского дня «Рязанские новости» решили подготовить серию интервью с женщинами, которые не боятся действовать и пробовать новое. Они сочетают в себя множество социальный ролей, совмещают карьеру с материнством и идут к успеху несмотря ни на что.

Марина Демьяненко всегда работала в офисе, но в 47 лет её жизнь перевернулась с ног на голову. Вместе с дочерью женщина открыла керамическую мастерскую «Гладь» в центре Рязани, даже не имея чёткого бизнес-плана. Было ли страшно? Конечно. Получилось ли? Судя по тёплой атмосфере в мастерской и довольным гостям — однозначно. 

 — Марина, расскажите немного о себе. Чем вы занимались до открытия мастерской?

— По образованию я бухгалтер. Всю жизнь работала экономистом, бухгалтером, администратором — что-то из этой сферы. А потом мы с дочерью решили заняться чем-то новым.
Она сходила на мастер-класс по керамике, ей очень понравилось, и она сказала: «Мама, тебе точно зайдет!». А я с детства мечтала о гончарном круге, мне это всегда казалось интересным.
Я попробовала — и действительно увлеклась. Тогда мы решили открыть мастерскую и стали искать гончара или художника, который помог бы воплотить наши идеи, но не нашли.
Тогда я сама прошла обучение в Академии керамики в Санкт-Петербурге, а потом мы купили оборудование и сняли небольшое помещение. Целый месяц я с утра до ночи тренировалась: пыталась что-то лепить, гончарить. Где-то через месяц поняла, что готова открывать мастерскую. Тогда я бросила все свои работы и полностью погрузилась в керамику.

 — Какой была ваша главная цель при открытии мастерской? Она изменилась со временем?

— Было интересно! Мы были второй мастерской в городе. Первые полгода было очень сложно, но я вообще не теряла надежд, что все получится. Финансово также было безумно тяжело: нужно было платить аренду, покупать материалы, потому что многое не получалось и я расходовала глину в огромных количествах.
Мы старались привлечь людей, мои дети ходили по городу, расклеивали и раздавали листовки. Это начало приносить свои плоды, первые посетители начали приходить примерно через месяц. В начале было по 2-3 мастер-класса в неделю.
Постепенно я научилась делать качественные изделия и начала продавать их на местных маркетах. Позже стало ясно, что я не справляюсь одна и я начала набирать команду.
Сначала к нам присоединилась Таня — она была нашей постоянной гостьей, а потом стала частью команды. Затем на гончарном круге стала работать Яна, а с 2023 года у нас работает Ульяна. Сейчас нас еще больше. У нас небольшая, но очень дружная команда, можно сказать, что семейная мастерская, я их всегда называю своими дочками.

— Были ли моменты, когда хотелось всё бросить? Что помогало двигаться дальше?

— Особенно тяжело было в начале. Соседи по зданию даже удивлялись, потому что, когда они приходили — я уже была на месте, уходили — я всё ещё там.
Меня очень поддерживала семья. Дочь приезжала из Москвы при первой же возможности. Деньги — это, конечно, приятно, но моя цель — сохранять сообщество творческих людей. Мне сложно сказать, что я начальник, а девочки — мои подчиненные. Я стараюсь им максимально помогать, они стараются, что-то делают, а я этому способствую, потому что понимаю, насколько это сложно.
У нас лояльные цены и по идее их можно поднять, но тогда это не будет доступно для многих людей. Поэтому мы стараемся держать такую цену и снижать себестоимость без ущерба качеству.

— Как близкие отнеслись к вашему решению уйти из стабильной профессии в керамику?

— Все говорили, что я сошла с ума. Мне было 47 лет на момент, когда я открывала мастерскую. Все привыкли, что у меня устоявшаяся карьера, стабильный доход. Не все поняли, как можно было перевернуть всю свою жизнь. Даже муж удивлялся этому.
Мои друзья-предприниматели первым делом спрашивали: «У тебя есть бизнес-план?». А у меня его не было. Мы просто купили оборудование, сняли помещение и начали. Я не рассчитывала на конкретную прибыль, мне просто хотелось заниматься тем, что приносит удовольствие мне, а не только другим.

— С какими стереотипами о вашей работе вы сталкиваетесь?

— Стереотипов много! Многие не понимают, чем мы вообще занимаемся. Первая и самая распространённая реакция — «Почему так дорого?». Люди не понимают, сколько сил, времени и материалов уходит на создание одной кружки. Они видят только цену и сравнивают её с промышленной керамикой.
Кто-то говорит, что: «Это не искусство. Искусство — это когда вот так», и показывают какие-то скульптуры. Искусство всегда очень субъективно.
Но те, кто хоть раз попробовал лепить или пил из наших кружек, обычно возвращаются. Керамика реально объединяет, к нам приходят семьями. Однажды пришли три поколения, их было шесть человек, они сидели очень долго и все были безумно довольны процессом и результатом.

— Кто чаще всего приходит к вам в мастерскую?

— В основном молодёжь, потому что керамика сейчас на пике моды. Есть постоянные гости.
На гончарный круг часто приходят те, кто просто хочет попробовать. А ручная лепка больше привлекает творческих людей, которые хотят сделать что-то уникальное.

— Где вы находите вдохновение на новые работы?

— Честно говоря, сейчас у меня почти нет времени на собственные работы, потому что мастерская требует очень много внимания. Мы начали развивать новое направление — литьё и планируем выходить на массовые продажи, возможно на маркетплейсы, а также работать с ресторанами. Это поможет нам отбить вложения, потому что керамика редко бывает прибыльной, если не работать на масштаб.

— Что для вас самореализация? Как вы поняли, что нашли своё дело?

— Во-первых  — это когда ты просыпаешься утром с улыбкой, смотришь на себя в зеркало и понимаешь — что ты просто счастлив. Во-вторых —  ты не ждёшь конца рабочего дня, а наоборот удивляешься, как быстро пролетело время и после работы не убегаешь домой, а ещё час обсуждаешь идеи с коллегами, потому что тебе интересно.
Самореализация и счастье — это когда ты находишь себя в чем-то и занимаешься этим до бесконечности.
За последние три года я поняла, что с момента, когда я занялась керамикой - началось самое счастливое время в моей жизни. Несмотря на то, что у меня всегда была, есть и надеюсь, что будет очень насыщенная жизнь. Я всем говорю, что я безумно счастлива тому, чем занимаюсь.

— Как вы находите баланс между работой и личной жизнью?

— Никак. У меня есть только работа. Все сюда приходят, даже мой муж сюда приезжает. На самом деле, либо ты занимаешься своим делом, либо семьей. Баланса не будет никогда, если ты полностью погружаешься во что-то. Здесь нужно рассчитывать на понимание близких, чтобы сохранить эти отношения.
Но у меня очень слаженный коллектив, и я полностью им доверяю. Это позволяет мне иногда устраивать выходные.

— Какие у вас планы на будущее?

— Как я и говорила, мы хотим расширяться, выходить на маркетплейсы, возможно, снимем ещё одно помещение.

— У вас есть глобальная мечта?

— Я радуюсь каждому дню, который наступает и радуюсь тому, что есть. Мне не нужна какая-то масштабная мечта, главное — чтобы у нас всё складывалось, срасталось, чтобы все были довольны и все получалось.

— Что бы вы посоветовали тем, кто хочет открыть своё дело?

— Дерзать! Не бояться, не слушать никого и не ждать идеального момента. Начинать с малого, не строить бизнес-планов, идти шаг за шагом. Вкладывать в это максимум времени, сил, терпения.
Деньги важны, но не решают всё. Главное — желание.