«Пустота»: в Рязанском театре драмы представили спектакль из Великого Новгорода «Выше ноги от земли»

В Рязанском драмтеатре показали спектакль «Выше ноги от земли»

icon 22/11/2024
icon 19:30
«Пустота»: в Рязанском театре драмы представили спектакль из Великого Новгорода «Выше ноги от земли»

© Рязанский театр драмы

Рязанский театр драмы

В рамках ежегодного IX Международного фестиваля «Свидания на Театральной» в Рязани 20 ноября прошло пятое «свидание». В этот раз на сцене рязанской сцене выступили гости из Новгородского академического театра драмы имени Ф. М. Достоевского, они привезли триллер «Выше ноги от земли» (18+). Спектакль впервые выехал за пределы родного города. Зрительный зал посетили корреспонденты «РН».

Режиссер Эдгар Закарян и музыкальный продюсер White Punk инсценировали роман писателя из Великого Новгорода Михаила Турбина. Книга удостоена премии «Лицей» имени А.С. Пушкина в 2022 году, а также включена в финальный список премии «Большая книга» в 2023 году.

В аннотации автор описывает своё произведение так:

«Илья Руднев - талантливый врач детской реанимации. Он упорно, иногда без надежды на успех, бьется за хрупкие жизни. Это не просто работа - со смертью у Руднева личные счеты. Год назад в один день он потерял жену и сына. Руднев старается забыться в работе, вынырнуть из чувства вины, и это почти получается, но однажды скорая привозит в больницу мальчика, который как две капли воды похож на погибшего сына».

Все действия постановки происходят в Великом Новгороде и его окрестностях, над спектаклем работали сценограф Филипп Шейн и художник по костюмам Анастасия Соломеина. Они воссоздали на сцене знакомые местным жителям территории - ресторан, бар, набережную реки, больницу, бетонный забор, панельный дом. Однако локация для истории не принципиальна, в ней можно узнать почти любой провинциальный город.

Перед нами история о простых человеческих чувствах и диссонансе в окружающем мире, но, как отмечает Эдгар Закарян в одном из интервью: «Чем проще - тем сложнее».

В начале мы видим несколько сцен из совместной жизни Ильи Руднева с женой Сашей, надпись на экране поясняет, что это только «пролог». Их разговор вполне обычной квартире напоминает сцену из мелодрамы - видно, что отношения между супругами напряжены из-за нестабильного психического состояния женщины, она то кричит и уходит, то, как ни в чём не бывало кидается в объятия мужа.

Личная история врача представлена без подробностей, но того, что нам показали было достаточно для её понимания.

Позже Саша беременеет и прекращает пить препараты, это удручает ситуацию, но самое плохое настигло семью уже после родов.

Как мы уже поняли, Илья Руднев потерял жену и маленького сына, обстоятельства трагедии держали в тайне почти весь спектакль. Мужчина пытался справиться с горем, много работал, спасая детские жизни. В одну из ночей в больницу привезли мальчика без сознания, его сбила машина в лесополосе.

Как мы узнаем позже, Косте около четырёх лет, примерно столько и было Ване - сыну Руднева. Хирург замечает и внешние сходства пациента с погибшим сыном, они похожи как две капли воды.

Вместе с этим родственники мальчика почему-то не объявляются, хотя что может делать ребёнок ночью один в лесу?

Илья решает в этом разобраться и попадает в череду странных мистических событий. В спектакле рождается два мира: бытовой и некая сверхреальность.

На сцене это пространство разделено стеной, которая периодически размыкается, открывая портал в другое измерение или помогая перемещаться в пространстве.

В истории есть рассказчик, он не занимает какую-то определённую роль и не имеет образа: иногда он дворник, цитирующий «Фауста», иногда - пациент на больничной койке, а иногда и вовсе становится «двойником» Руднева - следует за ним по пятам и управляет его жизнью.

Работая Илья не обращает внимания на влюблённую в него медсестру Машу, отказывается переезжать с братом в Санкт-Петербург, ведь «у него тут могилки».

Позже Илья выезжает в ту самую лесополосу, где был сбит Костя, там он встречает жуткого старика, который уходит в лесную чащу и вновь появляется, словно из ниоткуда. Новый знакомый отводит Руднев в «странную избу», чтобы доктор «бабку его посмотрел».

От дедушки он и узнаёт, что ребятишек в деревне было немного, но недавно сгорел дом, в котором жил мужчина с тремя детьми. Тело отца нашли, а от малышей ничего не осталось. Разбираться с этим не стали и похоронили всех в общей могиле. Пазл начинает складываться.

Далее у нас всё-таки появляется линия отношений между Ильёй и медсестрой Машей, но любовной её назвать сложно. Они договариваются сходить в итальянский ресторан неподалёку от работы, ведь девушка так туда хотела! Но уже на месте ей становится невыносимо некомфортно и молодые решают прогуляться. В этот день мужчина впервые увидел в Маше девушку - с укладкой, на каблуках и в красивом платье, а не привычную медсестру «Машку». На набережной Руднев «почувствовал, что хочет, чтобы его поцеловали», но этого не произошло и девушка убежала домой.

В одной из сцен между ними зашёл диалог о жене Руднева. Мужчина наконец рассказывает, что произошло:

« - Ваня знал, что мама пьет лекарства. Наверное, хотел заснуть также крепко. Но он не знал, сколько выпить и выпил много. А Саша проснулась и не смогла дальше жить.

- Я верю тебе.

- Да, потому что все так и было.»

Следующая встреча персонажей произошла уже в квартире Ильи. Девушка приехала к нему с вином, они поболтали, Маша поставила в проигрыватель пластинку и внезапно у Руднева и Маши случился секс, всё бы ничего, но на пластинке играл «Похоронный марш». После Илью снова потянуло в злополучный лес, девушка хотела быть с ним, но вскоре поняла, что так не сможет.

В спектакле ярко всплывают «типичные» проблемы нашей жизни: пьющий священник-сосед Федор, психотерапевт, который за 100 тысяч может написать любую справку и совсем не трепетно относится к травмам пациентов, полицейский, который так торопится закрыть дело.

Через паранормальные явления и хтонь главный герой пытается разгадать загадку пострадавшего Кости и разобраться в собственной утрате, но ноша потери для него слишком велика.

Спектакль часто намекает на смерть манящий лес, спускающиеся облака, больная старушка в глухой деревне, строки из Есенинского «Чёрного человека», жуткий леший, молитва за упокой и «Похоронный марш», слово «Пустота», которое как мантра повторяется на протяжении сюжета.

В спектакле очень много приёмов и ритуалов, знаков, символов и отсылок, но история выстроена достаточно внятно, точнее, две истории - реальная и паранормальная.

В финале Руднев остается в лесу один, его больше никто не сопровождает. Ворота в «что-то другое» неспешно раздвигаются, навстречу главному герою в луче яркого белого света выходит женская фигура в кокошнике. В этот момент зритель вместе с Ильёй пытается различить виденье в ярком свете.

Эта сцена может прочитываться как символическая встреча со смертью в образе прекрасной девушки или погибшей жены. Также это может быть выход к чему-то хорошему и «освобождение».

Была это смерть это или новая жизнь - остаётся на суд зрителю.

Одновременно с такой сценой голос рассказчика объясняет правила детской игры «Выше ноги от земли».

Участники разбегаются по площадке, их задача - любым способом оторвать ноги от земли. Можно залезть на дерево, забраться на горку, лестницу или скамейку. «Вода» должен поймать участника, который не успел найти «убежище», и передать ему свою роль. Такая забава тренирует ловкость, смекалку, реакцию - особенно важные качества для «взрослой» жизни.

На протяжении более, чем двух часов зрители, не прерываясь на аплодисменты, с затаённым дыханием, следили за игрой артистов. Нельзя сказать, что в финале публика взорвалась овациями. Спектакль оставляет очень сильный осадок и темы «на подумать». Из-за открытой концовки, напряжение, которое так долго копилось в стенах театра, не снизило градус, а напротив - достигло апогея, это очень сильное и ценное чувство.

В спектакле заняты артисты Новгородского театра драмы, потрясающе прожившие свои роли: народная артистка России Татьяна Каратаева, заслуженный артист России Анатолий Устинов, заслуженный деятель культуры Республики Казахстан Александра Зинкова, Валерия Горелкина, Маргарита Сакович, Юлия Фролова, Дмитрий Брейкин, Андрей Кирьян, Юрий Ковалёв, Пётр Ковальский, Денис Котыков, Артём Символоков, Ян Цыбульский.

Фото: Рязанский театр драмы.