Про робкую юношескую любовь тех, кому за 70: в Рязанском театре драмы прошёл показ спектакля «Земля Эльзы»
В Рязанском театре драмы прошёл показ кемеровского спектакля «Земля Эльзы»
© Рязанский театр драмы
В рамках фестиваля «Свидания на Театральной» в Рязань приехал кемеровский театр драмы имени Луначарского со спектаклем «Земля Эльзы».
Признаюсь, изначально, с первого взгляда на отметку 12+ на билете, создалось впечатление, что спектакль детский. Но это отнюдь не так, точнее… Не совсем так. Но обо всём по порядку.
Первое, что бросилось в глаза, когда обращаешь глаза на сцену – это вода. Вся сцена буквально залита водой, и то тут, то там разбросаны доски, по которым передвигаются герои, справа воссозданный максимально точно сельский магазинчик, справа автобусная остановка. И всё это создало такую аутентичную и достоверную атмосферу, что и впрямь начинаешь верить, что действие происходит в современной сибирской деревушке. А в глубине сцены построили настоящий механизм: большой круг с несколькими локациями, которые «подъезжали» на передний план, когда этого требовалось. И стволы деревьев посередине, в тумане создававшие особое таинственное впечатление.
Весь этот антураж, кажется, холодный и мрачный, с началом действия наполняется теплотой и уютом. Главной героине Эльзе Александровне давно за 70, но она только недавно задышала полной грудью и зажила после, как бы ужасно это не звучало, смерти супруга. Дочь ставит ей это в укор, но Эльза ничего не может с собой поделать, тягостно ей было жить с мужем, как потом выяснится, тяжело, да и не по любви она замуж пошла, но что сделано, то сделано, да и жизнь уже прожита… Так кажется ей, пока она не встречает Василия Игнатьича – нового жителя их деревни, который приехал из города. И закручивается у них всё так быстро – у мужчины вон газон один на участке, надо бы розы посадить, вот Эльза Александровна и приходит вроде помочь, а вроде и на свидание.
И вот смотришь, и кажется, что видишь перед собой типичных бабушку и дедушку, но при этом они ощущаются подростками – милыми, неловкими, трепетными и безумно искренними. Не чувствуется практичность и холодный расчёт в их действиях, там только открытость, порывистость и огромной силы любовь. В неё веришь. Веришь, когда они открываются перед друг другом, рассказывая самые трогательные и страшные истории молодости, когда они робко танцуют вальс на чердаке и читают там стихи, когда целуются в палисаднике, когда, забыв обо всём, планируют путешествие по всему земному шару.
Но будто назло эту их любовь пытаются разрушить. Соседи судачат и косо смотрят, дети скандалят вместо того, чтобы порадоваться за пожилых родителей, лишь единицы понимают и принимают их чувства. Однако для них всё решено – ЗАГС, продажа дома и квартиры и длительное свадебное путешествие, потому что они этого всего заслужили.
Правда, как оказалось, не всем мечтам суждено было сбыться… В счастливый финал верилось с самого начала, словно у такой прекрасной и любящей пары не могло быть иначе, однако ж очередной скандал с близким окружением, и слабое сердце Василия Игнатьича не выдержало. Слёг с инфарктом.
И всё равно веришь, что у них будет всё хорошо, даже после такого веришь! И смотря на Эльзу – опустошённую, печальную и задумчивую – веришь. Особенно начинаешь верить, когда узнаёшь, что сам Василий Игнатьич шлёт ей весточки из санатория, где лечится, говорит, что любит её, надеется на встречу.
Но все надежды разбиваются вдребезги в конце, когда дочка Эльзы Александровны сообщает маме о смерти Василия. Сердце на этом моменте не замрёт только у самого равнодушного человека.
И всё же спектакль не оставляет зрителя в подавленном и тоскливом состоянии, Василий Игнатьич всё же приходит к Эльзе Александровне. И уже не важно, призрак ли он, или просто сбежал из-под надзора врачей, всех обманув, главное, что в конце они остаются вместе, в этом мире или в ином – не имеет значения.
Отдельно хочется отметить музыкальное сопровождение, потому что мурашки по коже шли буквально каждый раз, когда включали музыкальную дорожку. Это настолько глубокая, пронизывающая мелодия, что внутри всё замирает, когда её слышишь. И она настолько сильно контрастирует с общей мягкой и уютной атмосферой спектакля, что выбивает воздух из груди. Вероятно, есть всё-таки какая-то искра таинственности в этих сибирских деревушках, пусть и с проведённым интернетом…
И этот спектакль не детский, как казалось мне в начале, но и не про умудрённых опытом стариков. Он про то, как возвращаться мыслями в юность, и, вспоминая того себя, понимать, что сейчас ты точно такой же. Он про не стареющих душой людей, которые знают, что никогда не поздно, что можно исправить всё на последних минутах. Он про то, что жизнь может… Хотя нет, даже не так – должна продолжаться до последнего вдоха – яркая, счастливая, полная любви.