«То ли плачет скрипка, то ли это ты плачешь - папа»: В рязанском Драмтеатре показали новую постановку по пьесе Галича
В рязанском Драмтеатре показали новую постановку по пьесе Галича
© Рязанский театр драмы
"Матросская тишина" в постановке Бориса Лагоды - это не просто спектакль, это что-то более глубокое и трогательное.. Сравнимое с любовью, которое может как спасти, так и убить человека. История Абрама Ильича ( Юрий Борисов) и его сына Давида ( Денис Чистяков, Вячеслав Мельник ) - о мечтах, которые становятся давлением, и о прощении, которое приходит слишком поздно.
Зал погружается в полумрак. На сцене - простая койка, окутанная тусклым светом, на которой лежит контуженный Давид. Он словно завис между реальностью и сном, и в этом промежутке звучат воспоминания его детства.
"То ли плачет скрипка, то ли это плач отца"
С первых же секунд на сцене чувствуется легкий холодок. Холодок с прошлого , от невысказанных слов, от непрощенных обид.
Абрам Ильич (Юрий Борисов), уже ушедший из жизни, проходит сквозь туман воспоминаний, как призрак. В глазах Давида невозможно увидеть боль утраты и глубокую печаль от несостоявшегося прощения, ведь он контужен. И все, что остается - это лежать на кровати и вспоминать былое.
Немного нелепый, трогательный, наивный и такой "неудобный", что заставляет Давида стесняться его
Абрам Ильич - это человек, который все свои силы вкладывает в воспитание сына. Он мечтает, что Давид станет великим скрипачом, и вся его жизнь вращается вокруг этой мечты. Он не замечает, что его любовь превращается в давление, его желание сделать из сына гения - в удушающую опеку.
Давид терпеливо учится играть на скрипке, но в его душе постепенно рождается ненависть к отцу. Он не может понять, почему его жизнь должна быть посвящена именно скрипке, а не его собственным мечтам. Он чувствует себя запертым в клетки отцовской любви, и он пытается ее разрушить.
- И вот тогда ты вспомнишь про меня! Тогда ты непременно вспомнишь про меня! И ты скажешь этим людям – это мой папа сделал из меня то, что я есть! Мой папа из маленького города Тульчина! Он был пьяница и жулик, мой папа, но он хотел, чтобы кровь его, чтобы сын его - узнал, с чем кушают счастье! - пытается втолковать своему сыну Шварц, зовущий его ласково Додиком.
Проходят годы, в "узких кругах" Давид становится известным скрипачом, но он не может найти радости в успехе. Он не прощает отцу своей зажатой души, своего детства, прожитого под давлением. Он не может найти удовлетворения в успехе, который не был его, а был мечтой отца.
Слышите?.. на сцену входит война. Давид оказывается на фронте, получает смертельное ранение, и в санитарном поезде ему является его отец, уже ушедший из жизни.
- Помните всегда, помните и не забывайте, что на вас лежат грехи отцов ваших, дедов ваших и прадедов… И сколько бы ни молились вы и ни каялись, все равно - будут дни ваши безрадостными и долгими и ночи душными и короткими. И сердца ваши будут вечно сжиматься от страха – и все потому, что отцы ели кислый виноград, а у вас, детей, на зубах оскомина".
В этой последней встрече Давид находит прощение. Он понимает, что отец всегда любил его, даже когда его любовь была слишком сильной и не давала дышать.
(Абрам рассказывает свою историю..)
Д. - Что было дальше, папа?
А. - А дальше, только твое дальше..
(Отец и сын уходят со сцены за руку..)
"Матросская тишина" - это спектакль о любви, которая может быть как спасительной, так и удушающей. Это история о том, что прощение может прийти только после больших потерь и о том, что иногда мы должны отпустить любовь, чтобы она стала настоящей.
Комментарии
Главный редактор "РН" Мария Гирис:
- Этот спектакль о жизни, вере в лучшее и в светлое будущее. Он о силе родительской любви и глупости и эгоизме детей.
Главные герои Абрам Шварц и его сын Давид. Действия постановки разворачиваются в период с 1929 по 1944 годы. Отец вкладывает в сына знания и благодаря поддержке родителя мальчик поступает в Московскую консерваторию. Обеспечивая себе лучшую жизнь Давид и не думает об отце, лишь задается вопросом, почему тот ему не присылает денег. А когда отец появляется на пороге его комнаты в общежитии, он приходит в бешенство и выгоняет старика.
Пожилой человек не хочет портить сыну жизнь и удаляется. На сцене не показывают этого, однако, вероятно, что они больше не виделись. О чем под конец своей недолгой жизни сильно пожалеет Давид.
Эта постановка заставляет по новому взглянуть на своё поведение. Она показывает, что время не безгранично, все мы смертны и нужно ценить близких, пока есть такая возможность. Но кроме обычных человеческих проблем, здесь затронута и историческая тематика. Она передана хорошо. Это период войны, период разоблачения "врагов народа" и арестов евреев.
Страшное время нашей истории. Однако старик Абрам прав, дети будут всегда гордится подвигов герое отцов Великой отечественной войны и в них продолжится жизнь ушедших.
Отмечу, декорации: они показывают, что этот мир лишь воспоминания, иллюзия, умирающего Давида. Мебель в подвешенном состоянии, перемещающаяся от сцены к сцене. А и ещё свет, Давид несколько раз боролся за свою жизнь и он гас, но в конце..
Корреспондент "РН" Альбина Муратова:
- Тема спектакля лично для меня болезненная. Отцы и дети - вечное противостояние, которое никогда не закончится. Хочется после пьесы написать родителям и извиниться за случайные обиды, причиненные им. Не со зла, конечно, но так или иначе.
А вообще глобально для меня этот спектакль о неисполненных надеждах. Ни одна из девушек в конечном итоге не осталась с возлюбленным.
Главной герой не исполнил мечты стать великим музыкантом. Отец главного героя не увидел жизни за пределами своего маленького города и сына на сцене. И вся страна, желавшая только мира и спокойствия, получила войну и множество смертей.
Спектакль пробивает на эмоции, но не оставляет гнетущего впечатления, скорее светлую грусть.
Зритель Данил Рыжук:
- Хочется начать с замечательно подобранного актерского состава, видно, что каждый из актеров вложил в этот спектакль много своих сил и эмоций.
Спектакль не о чём-то одном, а обо всем и сразу. Тут и любовь, как взаимная так и безответная, тут и вечная тема отцов и детей, тут и любовь к своей родине. Все эти линии пересекаются между собой настолько непринуждённо и легко, что ты не всегда можешь уловить переходы между ними.
Больше всего запомнилась и запала в душу линия про то, что дети не всегда могут быть благодарны своим родителям, и что родители не всегда могут ясно донести свои желания детям.
Сам спектакль вызвал огромное количество эмоций, ведь хочется сопереживать каждому персонажу. А под конец и вовсе хочется расплакаться от происходящего на сцене.
Корреспондент "РН" Виктория Иванченко:
- Все, что я хотела рассказать нашим читателям, я написала в этой рецензии. Возможно, она не полностью передает все мои эмоции, но она точно затронула меня изнутри и еще раз заставила задуматься о важном. А вот что "важно" для вас, вы должны понять для себя сами.
Отдельно хочу поблагодарить прекрасный актерский состав за безграничные эмоции, которые останутся в моем сердце надолго!
Актеры:
Абрам Шварц - почетный работник культуры и искусства Рязанской области Юрий Борисов,
Старуха Гуревич - нар. арт. России Людмила Коршунова, Наталья Паламожных (играла вчера),
Иван Кузьмич Чернышов - почетный работник культуры и искусства Рязанской области Валерий Рыжков,
Давид (12 лет) - Денис Чистяков,
Давид (20 лет) - Вячеслав Мельник,
Митя Жучков - Никита Левин,
Мейер Вольф - Роман Пастухов,
Таня (12 лет) - Анастасия Дягилева,
Хана (12 лет) - Анастасия Сылка,
Таня (20 лет) - Дарья Егорова,
Хана (20 лет) - Мария Конониренко,
Людмила Шутова - Анастасия Бурмистрова,
Слава Лебедев - Борислав Носатов (играл вчера), Владислав Пантелеев.