«Они с сияющими глазами смотрят»: рязанские учителя об обучении школьников игре Го

В Рязани педагогов начали обучать древнекитайской игре Го

icon 28/09/2024
icon 10:00

© Игра Го в Рязани

Игра Го в Рязани

26 сентября в Рязани на базе Рязанского института развития образования начались курсы повышения квалификации по игре Го для преподавателей из 22 школ. В процессе обучения слушатели получат знания для ведения уроков.

Проект продлится до 10 октября. В завершении курсов учителя получат удостоверения о повышении квалификации. Рязанским учителям при сдаче дополнительного зачёта будет присвоена квалификация: «Спортивный судья третьей категории по виду спорта Го».

Корреспондент СИ «Рязанские новости» посетила первое занятие и пообщалась с педагогами. На вводном уроке участники курса познакомились с правилами игры и смогли сами сыграть в неё.

Учитель начальных классов Анна Юрьевна рассказала, что детям игра очень нравится.

«Я думаю, игра интересная. Мы сделаем всё возможное, чтобы правильно и доходчиво объяснить детях её правила. И может быть у нас будут успехи», - учитель начальных классов Юлия Викторовна.

По словам старшей вожатой, учительницы математики Екатерины Владимировны, она уже пробовала играть в Го с детьми, и им очень понравилось.

«Они с сияющими глазами смотрят», - добавила педагог.

Несколько учителей отметили, что ещё не пробовали играть с детьми и пришли узнать новое.

Также «РН» пообщались с председателем регионального отделения федерации Го по Рязанской области Вероникой Федотовой.

Когда вы решили продвигать игру в школах?

Региональное отделение Федерации Го по Рязанской области появилось 12 февраля текущего года по моей инициативе. Ранее Федерацию пытался открыть другой человек, но проект долго лежал в столе.  Я про эту игру узнала вот несколько лет назад от подруги из Москвы. У неё дети играют в Го. Её 15-летний сын многократно выигрывал в соревнованиях в Европе и России, ездил по обмену в Китай.

Меня заинтересовала эта игра, но получилось так, что мы два года хотели открыть Федерацию, и что-то пошло не так, у нас не сложилось. А в этом году всё получилось.

Сначала мы организовывали клубы в библиотеках, потом занимались с детьми по университетам, а затем как-то получилось так, что мы проводили мастер-классы в лагере в 36-й школе и играли даже хулиганы лютые. Нас стали туда приглашать, и мы после лагеря, подтянули весь класс в игре. Позже в игру пришли дети из других классов. И как-то стало понятно, что в этой школе нас не просто терпят, но и любят.

И с июня нам официально выделили кабинет. Мы его отремонтировали, сделали там «маленькое чудо», кусочек Китая.

С какого возраста можно играть в Го?

С трёх-четырёх лет. Летом, когда наши школьники были на отдыхе, мы ходили в детский сад и выучили там порядка 50 детей. И малыши уже играли у нас официально в турнирах. И удивительно, что дети, которым лет шесть, которые могут удерживать внимание 20-40 минут, могут по два часа играть и не особо хотят уходить. Им это интересно.

Какие навыки можно развить у ребёнка с помощью игры?

На самом деле это очень разносторонняя игра. Когда я начинала этим заниматься, настолько вот это не воспринимала. По своей природе я вообще шахматистка и всегда любила эту игру. Однако шахматы достаточно простая игра, по сравнению с Го. Древнекитайская игра на проще по входу, но по сути она очень сложная. В  шахматах мы знаем, как можно ходить и можем просчитывать ходы, комбинации. Это войнушка с рядом ограничений, что так можно ходить, так нельзя.

В Го ограничений всего два. Первый - это ход самоубийства и второй - это запрет на повторение хода. Это даёт очень большое разнообразие комбинаций и вариантов, как их использовать. Здесь нужно думать о ходе, просчитывать на перед шаги противника. Тебе нужно посчитать, за сколько ходов ты его можешь окружить, и не съедят ли тебя, пока ты будешь гоняться за ним.  Получается нужно не только смотреть в одну сторону, а думать ещё за соперника на семь-восемь ходов вперед.

А позже подключается и математика. Дети должны в конце посчитать и всё суммировать.

В отличие от шахмат, где говорят: так нельзя, так нельзя, так не делай, это плохо. Мы детям объясняем о том, что есть определённые стратегии в Го, есть вот такие варианты розыгрыша углов.

Мы им объясняем о том, что вот так можно захватить, вот так хорошо, так плохо, это стоит делать, это не стоит, но Го не навязывает им своё, они могут пробовать, они могут экспериментировать. Именно поэтому они себя чувствуют более фривольно. Мы не мешаем детям набивать шишки. Например, когда идут занятия, они сидят и играют между собой, мы лишь подходим и делаем акценты на какие-то моменты и объясняем, почему это ошибка. При этом не запрещая пробовать. И ребенок может поэкспериментировать и понять, как лучше выстроить игру.

А потом самая сложная часть - это подсчёт.  

Как проходит обучение учителей игре Го?

Мы занимаемся с педагогами, то есть мы их обучаем истории Го. Рассказываем всё, чем можно заинтересовать детей.  Это очень интересно. Но самое то, что они будут использовать, самое нужное для них - это понимание вообще, что такое игра Го, и самое главное - когда она закончилась.

А максимально сколько в неё можно играть по времени?

Нет предела совершенства. У нас студенты Медунивера первую свою партию на самой маленькой доске девять на девять пересечений играли полтора часа.

Это максимально было и таким образом, даже не стоит это делать. На самом деле, когда мы только начинаем учиться, нам интересно именно найти золотую середину, когда нужно закончить. Мы объясняем, что нужно сделать, чтобы партию правильно завершить и как, самое главное, её потом посчитать. При это по подсчёту есть строгий алгоритм, которого ты придерживаешься.

Какие ещё особенности игры нужно знать?

Есть ещё один подводный камень. В конце игры спортсмены определяю, живые или мертвые группы находятся на их территории. Решение принимают сами игроки. Судья не принимает за них решение, не говорит им: вот это нужно снять, а вот это живое. Нет, он принимает позицию стороннего, следящего фактически за порядком, который помогает им просто решить это мирным путём, но он за них это не решает.

Дальше они просматривают каждую группу на предмет того, что вот эта группа живая. То есть если в этой группе есть два глаза, то нельзя поставить ни в одну, ни в другую точку, и невозможно эту группу снять. Какой бы маленькой она ни была, она может быть живой. И огромная группа может быть мёртвой, если в ней осталось одно дыхание, либо ложный глаз. На самом деле звучит сложно, а дети 6−7 лет, всё это понимают и им интересно.

Эта игра ещё и учит принимать разумные решения. Также её в практике могут применять психологи, чтобы понять характер поведения. Кто-то ведёт себя агрессивно, другой проявляет лояльность и может вообще выстраивать свою территорию и не идти на чужую, пока к нему не придут. Также игра может помочь и объяснить, что не обязательно лезть на чужую территорию.

Работает ли Федерация со взрослыми?

Взрослые приходят к нам в комплекте с детьми. Со взрослыми мы работаем, но чаще всего они заняты и не могут найти времени на игру. С детьми проще, особенно пока они в школе.

Почему вы решили начать обучать игре педагогов?

Мы решили, что дети из других школ тоже могли бы научится играть в Го. Для этого к обучению привлекли 22 учителей из школ региона. Мы хотим обучить педагогов и чтобы во всех школах нашей области были учителя, способные работать с детьми и учить их игре Го.

Были ли родители против обучения детей этой игре?

Наша деятельность направлена на то, чтобы родители знали, чем занимаются их дети. Чтобы дети учили родителей играть в Го и чтобы взрослые вникали. Мы объясняем родителям, что им нужно вникать в жизнь ребёнка сейчас, потому что пройдёт время и малыш уже сам не захочет играть со взрослыми и идти на контакт. Чтобы ребёнок быстрее шёл, родитель должен находиться в процессе, участвовать. У нас есть семейные турниры, где родитель с ребёнком играют против такой же пары. Главное правило, родители не могут подсказывать своим детям. Сложность в том, что дети лучше играют чем родители. Они больше теряются в игре.

Напомним, в рязанских школах будут обучать игре в Го - логической настольной игре с глубоким стратегическим содержанием. Федерация Го под руководством Вероники Федотовой активно развивается, а сама игра входит в список пяти базовых дисциплин Всемирных интеллектуальных игр.