Дикция и техника дыхания: в Рязанском музыкальном театре прошел мастер-класс по сценическому мастерству
Артисты Рязанского музыкального театра поучаствовали в мастер-классе
© Ирина Бочарова - Рязанский музыкальный театр
8 августа в Рязанском музыкальном театре состоялся мастер-класс по сценической речи. Обучение проходило в рамках проекта «Специалисты для театров. Сценическая речь». «РН» посетили мероприятие и готовы приоткрыть завесу тайны обучения актеров.
Секретами профессионального мастерства с рязанскими артистами поделился Сергей Терехов - режиссер Государственного академического театра имени Моссовета, доцент кафедры сценической речи Российского института театрального искусства - ГИТИС.
В обучении приняли участие солисты и актеры хора. На протяжении трех дней они познавали новые грани своих возможностей.
Мастер провёл для артистов тренинги по совершенствованию речевого голоса, дыхания, дикции и звуковысотного диапазона, дикционные упражнения, артикуляционную гимнастику. Также режиссер проводил групповые и индивидуальные занятия по укреплению дыхательных мышц.
Мастер-класс, который мы посетили, был групповым. Мастёр доступным языком рассказал актерам, что от них требуется, и показал несколько упражнений. После выполнения каждого упражнения в группе, обучающиеся должны были их повторить уже по отдельности. Если возникали сложности, режиссёр объяснял, как выполнить задание правильно.
Занятие выдалось весьма насыщенным, и судя по отзывам актеров весьма продуктивным.
После обучения Сергей Терехов уделил время журналистам.
Он рассказал, как проходит обучение и об особенностях работы с артистами музыкального театра.
«За эти три дня мы сделали комплекс упражнений, которые позволяют нарабатывать технику дыхания, технику опорных мышц. Сегодня были упражнения, которые я приготовил для этих артистов, чтобы они умели различать свой организм, свой голос, свои резонаторы. Конечно, мы понимаем, что сценическая речь – это один из составляющих элементов мастерства актёра. В данном случае здесь артисты музыкального театра, но и у них в спектаклях присутствуют речевые сцены. Поэтому умение владеть своим голосом, интонацией, действием – это очень важно», – отметил Сергей Алексеевич.
Мастер поделился, что артистам важно учиться правильно работать с интонацией, чтобы слушатель понимал, о чём поется в песне.
«Недаром наш великий русский певец Фёдор Шаляпин открыл такое понятие, как действенная интонация. Он говорил, что любую интонацию можно пропеть так или по-другому, в зависимости от задачи. Поэтому артист музыкального театра – такой же равноправный артист, который должен уметь владеть словом», – подчеркнул режиссёр.
Он отметил, что труппа рязанского музыкального театра ему понравилась.
«Довольно интересные и молодые ребята. Самое главное, что есть увлечённые, которые хотят находить что-то новое. И им интересно. В принципе, я приезжаю для того, чтобы помочь артисту показать себя», - добавил Сергей Терехов.
Также после прошедшего мастер-класса своими впечатлениями с корреспондентами поделились артистки театра.
Алёна Силивестрова заметила, что мастер-класс с таким педагогом очень ценен даже для опытных артистов, потому что у всех есть какие-то проблемы над которыми надо работать.
«Это очень ценно, что он использовал индивидуальный подход к каждому. Мы ощущали себя студентами, которые могут набраться опыта, могут взять что-то от человека, который готов отдавать. Было приятно работать, прежде всего потому, что Сергей Алексеевич был готов отдавать, готов делиться опытом. Он очень адекватно оценивал каждого артиста и терпеливо объяснял, как это можно исправить, направить в положительную сторону», – сказала девушка.
По словам артистки, мастер-класс оказался полезным.
«Мы отметили, что это очень важный момент – знать, где какие резонаторы, куда правильно послать звук. Возможно, обычному человеку это ни о чем не скажет, но для артиста это целый комплекс», – Алёна Силивестрова.
Солистка театра Юлия Бычкова также осталась довольна обучением.
«Мне было очень интересно! В арсенале певца всегда масса распевок — и мы знаем, как быстро привести в чувство свой певческий голос. Но вот актёрской речью певцы обычно владеют не так хорошо. Да, некоторые из упражнений, которые показывал Сергей Алексеевич, уже были нам знакомы по занятиям сценречью в консерватории, в музыкальном институте. Но там ей уделяют куда меньше внимания, чем в актёрских вузах. Поэтому пополнить свой багаж именно такими речевыми упражнениями, что-то вспомнить, и что-то узнать новое — всегда ценно. Для меня было очень полезно поработать в группе. Это сплачивает коллектив. По ходу работы педагог делал очень точные замечания, и было интересно наблюдать, как ребята исправляются. И вот этот рост, который я заметила уже в пределах одного занятия - он очень важен. Уже в эти дни на репетициях я почувствовала положительный эффект от занятий», - рассказала артистка.
Она отметила, что была рада принять участие в данном проекте, а Сергей Алексеевич очень опытный педагог.
Наблюдать за артистами со стороны тоже было весьма интересно. Даже захотелось попробовать применить несколько практик на себе, чтобы речь звучала убедительнее.