«Неженские профессии»: взгляд изнутри на профессии водителя троллейбуса и автобуса Рязани
Рязанские женщины-водители общественного транспорта рассказали о своей работе
© Корреспонденты "РН" - Иванченко Виктория, Макаров Максим
Некоторые профессии до сих пор остаются преимущественно мужскими. Например, водитель троллейбуса – одна из таких профессий, в которой женщины сталкиваются с особыми вызовами и препятствиями, но при этом продолжают демонстрировать свои выдающиеся навыки и профессионализм.
Корреспонденты «Рязанских новостей» решили разобраться в этих стереотипах и поинтересоваться, а как это, работать на «неженской профессии» - женщине.
Семенова Лариса –Около 23 лет работает водителем троллейбуса:
«Нужно понимать, что вы хотите от этого и что вас ждёт . Тут совсем нелегко»
-Банальный, но по сегодняшней теме важный вопрос. Почему именно троллейбус?
-Посмотрела в детстве фильм «первый троллейбус» и как-то загорелась этой мечтой – стать водителем троллейбуса.
-Как вы считаете,может какие-то определенные навыки или качества необходимы для успешного управления троллейбусом?
-Желание. Сначала желание, а потом уже появляется навык.
-А какие аспекты управления троллейбусом вы считаете наиболее сложными или те, что вызывают большое внимание при вождении?
-Ну здесь единственное только, как у нас говорят – две дороги. Это провода, контактная сеть наша и основная дорога движения. Для меня вождение это уже обыденность, много лет все-таки за рулем.
-Мужчины как-то реагируют на ваш вид деятельности?
-Да, обычно нет. Предвзятости никакой нет точно, больше даже уважения.
-Скажите, а вы как-то поддерживайте спокойствие и концентрацию во время долгих смен за рулем? Явно устаете в пути..
-Обязательно. Это такие внутренние установки идут, что настраиваешься на работу, на движение. В первую очередь с пассажирами. Потому что все у нас разные: инвалиды, пожилые, детишки. Разные категории пассажиров. Не всегда конечно получается, но стараемся все сглаживать.
-Устраивают ли вас троллейбусы в городе? Может что-то хотели бы поменять или добавить..
-Хотелось бы конечно новый подвижной состав. Чтобы пришли новые троллейбусы, чтобы люди шли к нам сюда работать. Работа интересная все-таки.
-А много ли кто идет работать сюда?
-нет.
-Как думайте, почему?
-Ну они все думают, что это неинтересно, как бы рутина такая, монотонность определенная. Не все могут с этим справиться. Тяжело, тем более по одному маршруту.
- Есть ли у вас какие-то особенные места / маршруты в Рязани, которые вы любите проезжать?
-Мой счастливый 5 маршрут. Я всегда всем говорю, что я родилась на этом маршруте. А так, уже все равно где работать. Уже привыкаешь. Могут конечно послать на экзотические маршруты, может быть 10 или 1. К этому нужно будет привыкнуть, потому что там уже все по другому идет. А здесь мы уже с закрытыми глазами ездим.
- А какие-то экстремальные ситуации вы встречали, управляя троллейбусом и как с ними справлялись? Например аварии
-Самообладание. Включаешь его сразу. Надо быстро на все отреагировать.
В таких моментах тяжело объезжать, когда большое отклонение от проводов, от контактной сети. Нужно иметь холодную голову в таких ситуациях, чтобы отреагировать без истерик.
- В осенне-зимние периоды тяжело управлять?
-Сложнее конечно. Хотелось бы, чтобы город лучше убирали зимой.
-Как вы считаете, существуют ли по вашему мнению «неженские профессии»?
-Я думаю, женщина-шахтер, это не про нас, и связанное с кораблями тоже. А все остальное можно.
- Напоследок. Какие советы вы бы дали женщинам, которые также хотели бы стать водителем троллейбуса?
- Полюбите эту профессию. Без любви к этой профессии ничего не получится. Нужно понимать, что вы хотите от этого и что вас ждёт . Тут совсем нелегко.
Водитель автобуса – это профессия, также требующая не только технических навыков вождения, но и умения эффективно управлять транспортным средством и обеспечивать безопасность пассажиров. Как преодолела стереотипы наш следующий гость, узнаем вместе с вами..
Матюхина Лариса - Около 6 лет работает водителем автобуса:
"Работа есть работа. У каждого своя, у нас вот такая"
-Кем вы мечтали стать в детстве? Как вы пришли к тому, чтобы стать водителем автобуса?
-В детстве, как все девочки мечтала стать врачом . Такая жизненная ситуация сложилась. Муж работал в маршрутке, потом заболел, я же работала на рынке. Но потом пришлось идти самой.
-Трудно ли было освоиться?
-По началу да. Я думала, а вдруг не получится, но потом села и вот. У меня вообще огромный стаж на легковой был. Привыкнуть к габаритам особого труда не составило.
-Трудности какие-то бывают на дороге? На дорогах все-таки все может быть
-Без трудностей у нас не бывает. Бывает всякое, подрезают например. В основном это мужчины у нас такие, не очень вежливые.
-Бывает ли стресс. И как справляетесь с ним?
-Я привыкла. Уже особо не стрессую. Работа есть работа. У каждого своя, у нас вот такая.
-А как вообще проходит день водителя автобуса?
-Подъем в 3 часа утра. Умылся, оделся, собрал покушать с собой и поехал. Первый выход в 5:09, заканчиваем около 8, бывает и до 12.
-Как вам коллектив?
-Да, обычный. Привет, пока, как прошел день.
-А много ли девушек тут работает?
-На данный момент три девушки работают в автобусном парке.
-Хотели бы вы что-то предложить или поменять в области общественного транспорта?
-Народу никогда не угодишь. Народу всегда что-то плохо. У нас есть расписание по которому мы ездим, они жалуются и кричат. Я нигде не стою, нигде не прячусь. Ездим по этой бумажке. Не знаю, как там частные компании, но у нас вот так. У каждого есть свое время и каждый по нему выезжает.
-А были ли какие интересные случаи с пассажирами?
-В основном все недовольные. У нас мало вообще довольных людей. Особо никаких интересных не было.
В заключение можно отметить, что профессия водителя общественного транспорта представляет собой важное направление , где женщины активно преодолевают стереотипы и успешно реализовывают свой профессиональный потенциал. У каждого из наших героев своя история и свой маршрут. Однако, у них есть кое-что общее - это любовь к своему делу, высокий уровень мастерства, профессионализма и ответственности за рулем. Что еще раз подтверждает, что женщины также успешно могут справляться с любыми вызовами, которые встречаются в их профессиональной деятельности.