«Неженские профессии»: взгляд изнутри на профессии водителя троллейбуса и автобуса Рязани

Рязанские женщины-водители общественного транспорта рассказали о своей работе

icon 29/02/2024
icon 07:00

© Корреспонденты "РН" - Иванченко Виктория, Макаров Максим

Корреспонденты "РН" - Иванченко Виктория, Макаров Максим

Некоторые профессии до сих пор остаются преимущественно мужскими. Например, водитель троллейбуса – одна из таких профессий, в которой женщины сталкиваются с особыми вызовами и препятствиями, но при этом продолжают демонстрировать свои выдающиеся навыки и профессионализм.
Корреспонденты «Рязанских новостей» решили разобраться в этих стереотипах и поинтересоваться, а как это, работать на «неженской профессии» - женщине.

Семенова Лариса –Около 23 лет работает водителем троллейбуса:

6693e9fd-21c8-49d9-8488-3829cb75f279

«Нужно понимать, что вы хотите от этого и что вас ждёт . Тут совсем нелегко»

-Банальный, но по сегодняшней теме важный вопрос. Почему именно троллейбус?

-Посмотрела в детстве фильм «первый троллейбус» и как-то загорелась этой мечтой – стать водителем троллейбуса.

-Как вы считаете,может какие-то определенные навыки или качества необходимы для успешного управления троллейбусом?

-Желание. Сначала желание, а потом уже появляется навык.

-А какие аспекты управления троллейбусом вы считаете наиболее сложными или те, что вызывают большое внимание при вождении?

-Ну здесь единственное только, как у нас говорят – две дороги. Это провода, контактная сеть наша и основная дорога движения. Для меня вождение это уже обыденность, много лет все-таки за рулем.

-Мужчины как-то реагируют на ваш вид деятельности?

-Да, обычно нет. Предвзятости никакой нет точно, больше даже уважения.

-Скажите, а вы как-то поддерживайте спокойствие и концентрацию во время долгих смен за рулем? Явно устаете в пути..

-Обязательно. Это такие внутренние установки идут, что настраиваешься на работу, на движение. В первую очередь с пассажирами. Потому что все у нас разные: инвалиды, пожилые, детишки. Разные категории пассажиров. Не всегда конечно получается, но стараемся все сглаживать.

-Устраивают ли вас троллейбусы в городе? Может что-то хотели бы поменять или добавить..

-Хотелось бы конечно новый подвижной состав. Чтобы пришли новые троллейбусы, чтобы люди шли к нам сюда работать. Работа интересная все-таки.

-А много ли кто идет работать сюда?

-нет.

-Как думайте, почему?

-Ну они все думают, что это неинтересно, как бы рутина такая, монотонность определенная. Не все могут с этим справиться. Тяжело, тем более по одному маршруту.

- Есть ли у вас какие-то особенные места / маршруты в Рязани, которые вы любите проезжать?

-Мой счастливый 5 маршрут. Я всегда всем говорю, что я родилась на этом маршруте. А так, уже все равно где работать. Уже привыкаешь. Могут конечно послать на экзотические маршруты, может быть 10 или 1. К этому нужно будет привыкнуть, потому что там уже все по другому идет. А здесь мы уже с закрытыми глазами ездим.

- А какие-то экстремальные ситуации вы встречали, управляя троллейбусом и как с ними справлялись? Например аварии

-Самообладание. Включаешь его сразу. Надо быстро на все отреагировать.

В таких моментах тяжело объезжать, когда большое отклонение от проводов, от контактной сети. Нужно иметь холодную голову в таких ситуациях, чтобы отреагировать без истерик.

- В осенне-зимние периоды тяжело управлять?

-Сложнее конечно. Хотелось бы, чтобы город лучше убирали зимой.

-Как вы считаете, существуют ли по вашему мнению «неженские профессии»? 

-Я думаю, женщина-шахтер, это не про нас, и связанное с кораблями тоже. А все остальное можно.

- Напоследок. Какие советы вы бы дали женщинам, которые также хотели бы стать водителем троллейбуса?

- Полюбите эту профессию. Без любви к этой профессии ничего не получится. Нужно понимать, что вы хотите от этого и что вас ждёт . Тут совсем нелегко.

99361ab6-6f55-41e9-8f0d-e1a1681f74e1

8861dddc-e6b2-4abf-8ac3-0c3e4418b336d2f62400-21b5-4d77-8928-3b88019ca567

a82fbc6c-4510-4c5c-a9ad-6236a2fa5600

Водитель автобуса – это профессия, также требующая не только технических навыков вождения, но и умения эффективно управлять транспортным средством и обеспечивать безопасность пассажиров. Как преодолела стереотипы наш следующий гость, узнаем вместе с вами..

Матюхина Лариса - Около 6 лет работает водителем автобуса:

71b75a5e-91f9-41bf-bb74-188bcad46f3b

"Работа есть работа. У каждого своя, у нас вот такая"

-Кем вы мечтали стать в детстве? Как вы пришли к тому, чтобы стать водителем автобуса?

-В детстве, как все девочки мечтала стать врачом . Такая жизненная ситуация сложилась. Муж работал в маршрутке, потом заболел, я же работала на рынке. Но потом пришлось идти самой.

-Трудно ли было освоиться?

-По началу да. Я думала, а вдруг не получится, но потом села и вот. У меня вообще огромный стаж на легковой был. Привыкнуть к габаритам особого труда не составило.

-Трудности какие-то бывают на дороге? На дорогах все-таки все может быть

-Без трудностей у нас не бывает. Бывает всякое, подрезают например. В основном это мужчины у нас такие, не очень вежливые.

-Бывает ли стресс. И как справляетесь с ним?

-Я привыкла. Уже особо не стрессую. Работа есть работа. У каждого своя, у нас вот такая.

-А как вообще проходит день водителя автобуса?

-Подъем в 3 часа утра. Умылся, оделся, собрал покушать с собой и поехал. Первый выход в 5:09, заканчиваем около 8, бывает и до 12.

-Как вам коллектив?

-Да, обычный. Привет, пока, как прошел день.

-А много ли девушек тут работает?

-На данный момент три девушки работают в автобусном парке.

-Хотели бы вы что-то предложить или поменять в области общественного транспорта?

-Народу никогда не угодишь. Народу всегда что-то плохо. У нас есть расписание по которому мы ездим, они жалуются и кричат.  Я нигде не стою, нигде не прячусь. Ездим по этой бумажке. Не знаю, как там частные компании, но у нас вот так. У каждого есть свое время и каждый по нему выезжает.

-А были ли какие интересные случаи с пассажирами?

-В основном все недовольные. У нас мало вообще довольных людей. Особо никаких интересных не было.

В заключение можно отметить, что профессия водителя общественного транспорта представляет собой важное направление , где женщины активно преодолевают стереотипы и успешно реализовывают свой профессиональный потенциал. У каждого из наших героев своя история и свой маршрут. Однако, у них есть кое-что общее - это любовь к своему делу, высокий уровень мастерства, профессионализма и ответственности за рулем. Что еще раз подтверждает, что женщины также успешно могут справляться с любыми вызовами, которые встречаются в их профессиональной деятельности.