«Рязанская область не стала посмешищем»: политологи о первом годе Малкова на рязанской земле

icon 10/05/2023
icon 08:13
Главная новость
«Рязанская область не стала посмешищем»: политологи о первом годе Малкова на рязанской земле

Автор: Фото: соцсети Павла Малкова

Фото: соцсети Павла Малкова

10 мая 2022 года президент России Владимир Путин назначил Павла Малкова врио губернатора Рязанской области. А это означает, что бывший глава Росстата провел в регионе уже год. «Рязанские новости» решили пообщаться с политологами, чтобы дать оценку работе нынешнего губернатора за этот непростой, но интересный год.
 
Политконсультант, кандидат политических наук, доцент Александр Семенов:


 
«Если оценивать первый год Павла Малкова в Рязанской области, то в целом я бы сказал, что год получился разнонаправленный.
С одной стороны, Рязанская область не помнит такого наплыва федеральных тяжеловесов, что говорит о крайне высоком уровне поддержки Павла Викторовича на федеральном уровне. И каждый такой визит это всегда возможность привлечь дополнительные финансовые средства и мы видим, что в область пошёл очень серьезный поток федеральных средств. Губернатор Павел Малков серьезно «подчистил» правительство области от токсичных фигур и заметно, что этот процесс будет в конце концов доведён до логического завершения.

В регионе очень добротно выстроена работа по поддержке участников СВО и их семей. Есть позитивные подвижки с общественным транспортом, строительством и ремонтом объектов социальной инфраструктуры, в работе с обращениями граждан.

Лично мне импонирует стиль деятельности Павла Малкова - он действительно технократический в хорошем смысле этого слова. Его стремление самому всё увидеть, прочувствовать, как говорится, «на земле», рассмотрение обращений граждан в соцсетях на заседаниях правительства, «муниципальный час».

И самое главное, нет какого-то властного высокомерия, чванства, чего в области в последние годы было с избытком - адекватные реакции на обратную связь, социальную критику. Достаточно вспомнить его последнюю реакцию на негативные комментарии жителей по поводу его пешей прогулки по центру Рязани - губернатор ставит опрос для жителей, где ему прогуляться в следующий раз. Конечно же, к такому стилю работы, к такому общему знаменателю ещё необходимо привести всех членов областного правительства, работников местных администраций.

С другой стороны, все мы видели ситуацию с гололёдом этой зимой, особенно в городе Рязани. В целом, состояние города Рязани. Администрация города явно является самым слабым звеном и пока мы не видим подвижек в этом направлении. А впереди выборы в городскую думу. И не лишним напомнить, что Павел Викторович возглавляет региональное отделение «ЕР».

Есть хронические и текущие проблемы, на которые пока нет какого-то полного содержательного ответа. Здесь и состояние воздуха, и сфера здравоохранения, вопросы градостроительства и т.д. Пользуясь случаем, хочу напомнить и о своем обращении по поводу здания бывшего института культуры. То есть таких «лакун» и фигур умолчания более, чем достаточно. И понятно, что по многим таким вопросам где-то не хватает ресурсов, особенно финансовых, кадровых, где-то лоббистских возможностей и т.д. Но после года всё - таки уже нужно давать какие-то ответы. Поэтому и итоги года можно назвать разнонаправленными.
Но в целом, нужно констатировать, что каких-то серьезных провалов и скандалов не было. И по сравнению с последними годами губернатора Николая Любимова это уже достижение.

Конечно же, нужно учитывать общероссийский эффект «сплочения вокруг флага», он сильно играл в плюс губернатору Малкову. Как и типичный для первого года эффект «медового месяца», когда ещё люди ждут, ещё верят, не торопят и многие проблемы и решения можно отложить, сдвинуть их вправо. Но на второй год эффект «медового месяца» уйдёт, люди станут более требовательными, критики станет больше, риски разочарования возрастут кратно. Не думаю, что накануне президентских выборов какие-то региональные элитные группы попробуют брать губернатора Малкова «на слабо», хотя и не исключаю таких рисков. А это значит, что сейчас нельзя снижать темп, а необходимо только наращивать.

Векторы движения, на мой взгляд, в целом верные, но теперь потребуют более конкретного наполнения, более зримых, ощутимых для населения результатов. И здесь есть только один рецепт: более активно использовать внутренние ресурсы и возможности, в том числе и кадровые. Тем более, думаю, что Павел Викторович за год смог вникнуть во все региональные хитросплетения, оценить не только все риски и опасности, но и возможности, потенциал. По крайней мере, хочется на это надеяться.
Но пока, ещё раз повторюсь, год получился разнонаправленный».

 

Доктор политических наук, профессор Дмитрий Нечаев:

 

«На мой взгляд, этот год не прошел бесследно для Рязанской области. Но, я так думаю, что он не очень эффективно завершился для самого Малкова. Хотя надо признать, что электоральную процедуру, а именно губернаторские выборы, он прошел более-менее успешно.

При Малкове Рязанская область не увидела привлекательного образа будущего. Регион периодически сотрясали некоторые конфликтные деструкции и техногенные катастрофы. Самая главная из этих катастроф – это большой лесной пожар, проявивший слабость и неэффективность региональной власти. Поэтому зачесть в актив Малкову этот год в плане приращения экономических и социальных успехов вряд ли стоит.

Будем считать, что Малков пока разминается и пробует себя в эффективном управлении. Но для этого у него нет базовых основ, чтобы гарантировать большой успех.

Мне думается, что слабым и уязвимым местом Павла Малкова в управлении регионом за этот год было отсутствие эффективной команды грамотных специалистов. Как мне видится, Малков весь этот год «тасовал колоду карт» и персонажей, как мы с вами неоднократно говорили, из саратовских и росстатовских. Причем пробовал одних и тех же людей на разные статусные позиции, но без какого-либо успеха. Мы можем констатировать хаотичность кадровой политики и боязнь опоры на местные кадры.

Также мне думается, что система взаимодействия между Малковым и различными группами влияния в Рязанской области показывает, что он не нашел консенсуса с этими группами ни в ценностном ракурсе, ни в процедурах принятия решений, ни в проведении региональной политики. Все эти аспекты подчеркивают мою гипотезу о том, что для Малкова все же характерны авторитарная традиция и авторитарный подход, когда первое лицо решает все вопросы сам, даже если учесть, что парадигма «мы сами с усами» не всегда гарантирует правильность того или иного решения.

Рязанская область на три-четыре года гарантировала себе турбулентность. Она будет отражаться на экономическом развитии. В регион, где нет стабильности и стабильной власти, поддерживаемой народом, инвесторы, как правило, не заходят. Они заходят туда, где есть стабильность, где между элитами достигнуто согласие и где вся власть – профессионалы, работающие над реализацией общих интересов региона, а не над своими частными. Поэтому каких-то серьезных экономических прорывов я не ожидаю.

Точно также как и не ожидаю системной работы в плане социальной сферы. Да, федеральный центр сейчас выделяет много ресурсов регионам. Средства выделяются на строительство школ, больниц, поликлиник, ФАПов, ДК. И только лишь за счет этих ресурсов Малков может показать, что он чего-то стоит. Например, показать, что привез столько-то миллиардов рублей на решение социальных проблем и на модернизацию социальной инфраструктуры. Но вопрос состоит в том, что умные эксперты и экспертно-научное сообщество Рязанской области видят, что ресурсы приходят во все даже самые отсталые территории России. Но вопрос состоит в том, что это же экспертное сообщество не будет видеть в работе Малкова системность и постепенное приращение результатов.

Я отмечаю такие плюсы: Рязанская область не стала посмешищем среди российских регионов, в области нет глубинных внутриэлитных конфликтов, во всяком случае пока, Рязанская область меняется согласно вкусовым пристрастиям Малкова. Например, занимаются парками, благоустройством и другими серьезными проблемами, которые получают резонанс. Текущая работа идет. Нельзя сказать, что Малков совершенно не справляется. Нет, он пытается решать проблемы в меру своей компетентности и в меру своих усилий. Но вопрос состоит в том, что не видно ключевых приоритетов, за счет которых Рязанская область смогла бы шагнуть вперед и все-таки и если уж не начать путь к лидерам ЦФО, то хотя бы оказаться в числе твердых середняков. Во всяком случае, при Малкове я не вижу каких-либо оснований и политико-управленческих условий для того, чтобы было реализовано то самое рязанское экономическое чудо, о котором говорили еще его предшественники».