Бренды России напомнили о последних днях Старой Рязани
Бренды России напомнили о последних днях Старой Рязани
© Рязанские новости
Материал создан по мотивам древнерусского памятника «Повесть о разорении Рязани Батыем» – одного из самых трагичных текстов древнерусской литературы. Его страницы донесли до наших дней не только хронику гибели города, но и живую память о людях, которые встали на защиту родной земли, понимая, что помощь не придет.
Зима 1237 года. Русская земля скована льдом и тишиной, но под ней уже дрожит почва. С востока надвигается тьма – несметное воинство хана Батыя, внука Чингисхана. Древняя повесть скажет о нем прямо – сердце его было жестоким, а воля напитана жаждой крови. Первой на его пути встала Рязань.
Шестнадцатого декабря, когда день короток, а ночь бесконечна, к стенам Рязани пришла тьма. И замерли полчища Батыя пораженные. Град встретил их ослепительным, гордым сиянием. Декабрьское солнце играло на беленых стенах русской твердыни. Неприступная была красота: со стороны реки - отвесный обрыв над ледяной Окой, а с других - исполинский земляной вал в девять мер высотой да в двадцать пять шагов шириной. И перед ним - глубокий ров, как пасть, ждущая чужеземной плоти.
Но дыхнул огнем «окаянный» и бездушный Батый, и началась осада. Стон стоял над городом: скрежет таранов, свист тысяч стрел, закрывавших солнце, рев и крик на непонятных языках. Рязанцы противостояли им мечом и молитвой.
На стены поднялись все: от князя Юрий Ингваревича с дружиной до простых горожан. Ремесленники вышли с молотами, женщины – с бердышами, старики помогали лить смолу на осаждавших. Пять дней и пять ночей держалась Рязань, отбивая приступ за приступом. Стены ее из белоснежных стали черными от запекшейся крови. Земляной вал стал братской могилой для тех, кто лез на него, и алтарем для защитников. Не было надежды на помощь - все знали, что спасения нет. Была только честь стоять до конца.
На шестой день, двадцать первого декабря, силы людей иссякли, а стены рухнули под напором бесчисленных таранов. Последний бой кипел на узких улицах, на папертях церквей, в горящих теремах. И тогда Батый дыхнул огнем в последний раз. Рязань не сдалась. Город был сожжен до основания. Все обратилось в пепел.
От сильнейшей крепости Руси, от ее ослепительного сияния остались лишь угли да ветер, гуляющий меж остовов печей. Рязанское княжество пало первым, приняв на себя всю ярость страшной грозы. Оно стало щитом, который раскололся, но задержал удар. И из его пепла позже взойдут и месть Евпатия Коловрата, и бессмертная «Повесть о разорении Рязани Батыем» - один из лучших памятников древнерусской литературы.