Трагичная судьба мальчика с картины Перова и другие рязанцы на полотнах великих художников
Выходцы из Рязанской губернии на полотнах великих художников
© Государственная Третьяковская Галерея
Не всегда известна судьба тех людей, кто подарил персонажам картины внешность и черты лица. «Рязанские новости» расскажут о нескольких интересных полотнах, на которых изображены наши земляки.
Великий русский художник Василий Григорьевич Перов подарил миру такие полотна как «Тройка», «Охотники на привале», «Суд Пугачева».
Автопортрет. 1870 ГТГ Источник.
"Тройка" нам особенно интересна. Художник не только сотворил шедевр, но и оставил небольшой рассказ «Тётушка Марья» повествующий о создании полотна. Из него мы и можем узнать, что образ мальчика с центра картины списан с реального человека из Рязанской губернии.
"ТРОЙКА. УЧЕНИКИ-МАСТЕРОВЫЕ ВЕЗУТ ВОДУ" 1866 ГТГ Источник
«Несколько лет тому назад я писал картину, в которой мне хотелось представить типичного мальчика. Долго я его отыскивал, но несмотря на все поиски, задуманный мною тип не попадался. Однако раз весной, это было в конце апреля, в великолепный солнечный день я как-то бродил близ Тверской заставы, и навстречу мне стали попадаться фабричные и разные мастеровые, возвращающиеся из деревень, после Пасхи, на свои тяжелые летние работы; тут же проходили целые группы богомольцев, преимущественно крестьянок, шедших на поклонение преподобному Сергию и московским чудотворцам», - повествует рассказ.
Среди этой толпы крестьян и приметил художник старушку Марью с 12-летним ребенком.
«Подойдя ближе к мальчику, я невольно был поражен тем типом, который так долго отыскивал. Я сейчас же завел со старушкой и с ним разговор и спросил их между прочим: откуда и куда они идут? Старушка не замедлила объяснить, что они из Рязанской губернии, были в Новом Иерусалиме, а теперь пробираются к Троице-Сергию и хотели бы переночевать в Москве, да не знают, где приютиться», - писал Перов.
Судьба 12-летнего Василия из Рязанской губернии вышла трагичной. В рассказе Перов отмечал, что мать мальчика сначала не хотела чтобы сын был натурщиком для картины, считая это «великим грехом» и веря, что от этого люди чахнут и умирают.
Через три года художник вновь встретил Марью и был поражён, узнав, что Вася скончался от оспы. Старушка приехала к художнику в надежде купить картину, на которой запечатлён сын. Но полотно уже принадлежало Третьякову.
«Мы пошли по богато убранным комнатам, увешанным картинами, но она ни на что не обращала внимания. Придя в ту комнату, где висела картина, которую старушка так убедительно просила продать, я предоставил ей самой найти эту картину. Признаюсь, я подумал, что она долго будет искать, а быть может и совсем не найдет дорогие ей черты; тем более это можно было предположить, что картин в этой комнате было очень много. Но я ошибся. Она обвела комнату своим кротким взглядом и стремительно пошла к той картине, где действительно был изображен ее милый Вася. Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на нее и, всплеснув руками, как-то неестественно вскрикнула: «Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!» — и с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, повалилась на пол», - писал художник.
Через год Перов написал портрет Васи специально для Марьи и отправил его старушке в Рязанскую губернию.
Один из видных учеников Перова тесно связан с Рязанской землей. Художник-передвижник Абрам Ефимович Архипов родился в селе Егорово в Рязанской губернии. Ныне село входит в состав Клепиковского района.
Портрет А.Е. Архипова. Илья Репин, 1862 Источник
«Рано осознал свое призвание. В 15 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества сразу во второй класс. Талант Абрама Пырикова ( в училище числился под этой фамилией) был высоко оценен преподавателями В.Г. Перовым, В.Д. Поленовым , В.Е. Маковским. Ранние студенческие работы «Пьяница» (1883), «Посещение больной» (1885) были замечены П.М. Третьяковым, который купил их с ученических выставок», - сообщает Рязанский художественный музей, в котором хранятся полотна кисти Архипова.
В частности, в РХМ можно увидеть картину «Рязанская пригородная девица» 1928 года. Крестьянский портрет был основным в творчестве Архипова. К сожалению, о судьбе натурщиц ничего неизвестно. Однако факт, что «Рязанская пригородная девица» и «Крестьянка в зелёном фартуке» были написаны в Солотче.
"Рязанская пригородная девица" 1928 РХМ Источник
"Крестьянка в зелёном фартуке". 1927 ГТГ Источник
Не только рязанские крестьяне попадали на полотна великих мастеров. Очевидно, что на холстах прошлых веков есть много представителей рязанского «высшего света».
Так, по данным РХМ, в 1919 году из небольшой усадьбы, расположенной в селе Полибино Данковского уезда Рязанской губернии было доставлено в Рязань прекрасное живописное полотно – мужской портрет работы знаменитого русского художника Василия Тропинина. И лишь в 1972 году удалось узнать личность «Неизвестного».
«Портрет С.Д. Нечаева» 1830 Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского Источник
Им оказался Степан Нечаев. Русский историк, политик. Обер-прокурор Святейшего Синода. Степан Дмитриевич тесно общался с декабристами, состоял в «Союзе Благоденствия», но наказания за это не понёс.
«Нечаев много печатался в декабристских газетах и журналах, водил знакомство с Рылеевым и Кюхельбекером, Бестужевым-Марлинским и Глинкой, Грибоедовым и Пушкиным, Вяземским и Баратынским.
После восстания декабристов жандармам стало известно о причастности Нечаева к «Союзу благоденствия», хотя арестованные его имя на допросах не называли. Но когда в 1826 году со служащих по ведомству народного просвещения взимались подписки об их непричастности к тайным обществам, тульский учитель Альбицкий признался: «Сим объявляю о кратковременной прикосновенности моей к Союзу благоденствия, в который вступил членом в начале 1819 года по предложению» Нечаева. Немедленно допросить Степана Дмитриевича жандармам не удалось – оказалось, он откомандирован в пермскую глухомань для помощи графу Строганову, который по высочайшему повелению разбирался там с волнениями работных людей. Направленный в Тулу агент выяснил, что Нечаев вроде бы вел с местным почтмейстером разговор о вступлении в тайную организацию, но «ничего более узнать не мог», - писали о нашем земляке «Бренды России».
Нечаев скончался в родном Данковском уезде Рязанской губернии в 1860 году.
Еще один знатный рязанец запечатлён кистью мастера портретного жанра Владимира Боровиковского. Речь, конечно, о портрете Александра Петровича Дубовицкого, который хранится в Третьяковской галереи.
ПОРТРЕТ А.П. ДУБОВИЦКОГО МЕЖДУ 1816 И 1821 ГТГ Источник
Герой портрета Александр Дубовицкий начал свою служебную карьеру на семнадцатом году жизни с военной службы в Преображенском полку. Однако отслужил он не долго и вышел в отставку, уехав в родовое имение в Рязанскую губернию.
Усадьба Дубовицких часто попадает в поле зрения СМИ в наше время. К сожалению, гнездо знатного рода в Стенькино находится в аварийном состоянии. Недавно прокуратура обязала оградить здание, но о других мерах по спасению усадьбы речь пока не идёт.