«Наверное, придется господину президенту Путину звонить»: жители Турлатово рассказали о том, как задыхаются в своей деревне
© Фото: Дарья Буренкова / "Рязанские новости"
14 апреля в сельском Доме культуры деревни Турлатово прошла встреча местных жителей с представителями ведомств по вопросу регулярных выбросов, которые наносят вред здоровью.
За 20 минут до начала мероприятия в ДК совсем пусто. Для встречи приготовлен светлый зал: в середине сдвинуты несколько столов и расставлены таблички с ведомствами ожидаемых гостей из Росприроднадзора, Роспотребнадзора, природоохранной прокуратуры и других.
Первой прибыла уполномоченный по правам человека Наталья Епихина. С ней удалось поговорить до начала официальной части.
«Я занимаюсь вопросами окружающей среды. Причем не только атмосферного воздуха, но и свалок, защиты водных ресурсов. Здесь много разных вопросов. Обращений очень много. Считаю, что право на благоприятную окружающую среду влечет за собой и соблюдение прав на охрану здоровья, и на жизнь. Поэтому, если есть много жалоб, особенно много их в СМИ, то нужно, в первую очередь, выслушать людей, узнать в чем проблема, найти пути решения. Мы много работаем и с исполнительными органами власти, и межведомственной комиссией. Надо сказать, что за последние два-три года многое сдвинулось в этом направлении. Датчиков очень много поставили, сейчас выделано дополнительно 45 млн рублей на датчики. Но жалобы все равно есть, выбросы есть. Поэтому нужно дальше смотреть какие могут быть пути решения. Одно дело информация, а другое – пресечение незаконных выбросов. Вот свалка недавно горела в Турлатово, жители жаловались, причем жаловались на здоровье. Но очень сложно причинно-следственную связь установить. Должна быть экспертиза, проведенная компетентными органами. И не факт, что они установят эту связь между заболеваниями и выбросами в атмосферу. Я думаю, что здесь надо с другой стороны рассматривать этот вопрос. Вопрос нужно рассматривать не только с точки зрения социальной ответственности бизнеса, но и законопослушности», - поделались Наталья Леонидовна.
Еще по теме: Под Рязанью на турлатовской свалке загорелось нефтяное «озеро»
- А по Турлатово большое количество жалоб? – спрашиваю у уполномоченного.
«Большое количество жалоб вижу в СМИ. Знаю, что обратились к федеральному уполномоченному. Татьяна Николаевна (Татьяна Москалькова – уполномоченный по правам человека в России (прим.ред) мне ничего не говорила. Я думаю, что она лично сама своим аппаратом будет рассматривать этот вопрос. Думаю, что люди обратились к федеральному уполномоченному по тому, что далеко не все довольны, как обстоят дела здесь в Рязанской области. Поэтому люди хотят вынести это на федеральную повестку надеясь, что более быстро будет решен вопрос. Но, к сожалению, вопрос достаточно закоренелый. Много всяких «но», много всяких вопрос, в том числе, и финансовых. Я скажу, что область работает, много сделано. Но, к сожалению, невозможно это сделать очень быстро. Но мы живем здесь и сейчас, и все хотим дышать свежим воздухом и хотим жить, тем более, если живем загородом, в благоприятной обстановке, хотим укреплять здоровье, а не разрушать. Поэтому я, конечно, на защите прав жителей Турлатово. Нас достаточно большая компания сегодня приехала для решения этих вопросов», - подытожила Епихина.
Ближе к назначенному часу, 11:00 в ДК стали прибывать другие участники встречи и немногочисленные местные жители, которые с недоверием смотрели на все происходящее.
Возможно, было выбрано слишком раннее время, но по итогу в зале оказалось около 20 турлатовцев. Большинство из них были пожилые люди.
Две женщины начали обсуждать между собой, что пришло так мало людей из-за плохого информирования.
- Надо было объявления вешать, - сказала одна из них.
- Мне на телефон скинули, а у нас ведь бабки, они в телефоне не сидят, - поддержала другая.
- Многие вообще на работе, - добавила первая.
- А вы журналист? – спросила меня местная жительница, сидевшая рядом. - Мне просто смешно от всего происходящего. Я хочу высказаться.
Оказалось, что собеседницу зовут Лариса Николаевна Федотова. Еще в 2010-м году вместе с другой жительницей Турлатово, Людмилой Тимохиной они создали инициативную группу, чтобы бороться с выбросами в деревне:
«Мы организовывали людей, собирали подписи, ходили по инстанциям, писали письма и жалобы. Представители всех этих организаций приезжали сюда к нам несколько раз. Приезжали серьезные дяди, все говорили. Мы в правительство ездили, когда губернатору Ковалеву писали, было заседание. Все прекрасно говорили, и лабораторию нам обещали, и узнать, кто это делает обещали. И вот с 11-го по 15-й год у меня все документы есть. (Лариса Николаевна кивнула на целую кипу бумаг, которые лежали на подоконнике) (прим.ред.). Вот все эти отписки. Сейчас я на все это смотрю и мне так смешно. Снова, снова нам сейчас будут говорить, что будут лабораторию нам давать, что будут искать, кто же это делает (иронично смеется (прим.ред.). Я уже просто не надеюсь, что что-то сдвинется. Ничего не будет, ничего не сдвинется. Будут ждать, когда мы успокоимся, нам все это надоест и мы больше не будем ни жаловаться, ни звонить, не писать. Вот только и будут ждать этого момента».
- Но сегодня вы, тем не менее, здесь, - говорю я, выслушав ее.
«Я пришла показать и сказать: «Извините, товарищи, мы с 2010-го года это делаем. Это не сейчас мы начали», - ответила Лариса Николаевна.
Также она грустно добавила, что ее коллега по инициативной группе, Людмила Тимохина после 2015-го года умерла от рака.
Природоохранный прокурор Рязанской области Вячеслав Шерстнев объявляет встречу открытой. Он говорит, что решено было собраться в Турлатово с контролирующими органами из-за участившихся жалоб.
Далее жителям предлагают высказаться на предмет того, что они чувствуют, в какое время и какие после этого у них неприятные симптомы. Первой решила выступить Лариса Николаевна. Она быстро поднялась, взяв с собой многочисленные бумаги.
- Вы можете спокойно и с места, - сказал ей прокурор.
- Нет. Пусть меня видят, - серьезно ответила женщина.
Жительница Туралатово рассказала всем присутствующим о работе, созданной еще в 2010-м году рабочей группы и долгой борьбе.
«Вот люди поменялись, ничего не изменилось. Хорошо, что эти все отписки я сохранила. Вот все эти обращения. Воз и ныне там, товарищи. Ничего не будет. Надо что-то по-другому… Не собираться, писать и звонить, а что-то конкретное делать. Не знаю… Может другие люди очнуться и что-то сделают. Я уже пенсионерка, мне не до того. Но те организации, которые здесь сейчас, ничего не сделали. Ничего. Второй круг пошел. Извините», - закончила пенсионерка и села.
А далее последовали истории от жителей, которые просто ужасали. Приводим эти рассказы дословно.
Еще по теме: «20 лет я тут живу и нюхаю дерьмо»: жители рязанского Турлатово рассказали, как страдают от химических выбросов
«Последний выброс, это вообще безобразие, что было. Окна, форточки – все закрыто. Наверное, уже через стену начали вот эти запахи проходить. Я здесь живу с 71-го года, приехала с Красноярского края. Этого безобразия не было до 90-х годов. И нефтезавод работал таких безобразий не было, и пожары были на нефтезаводе – такого не было. У нас и ферма работала, 6,5 тыс. поголовье. Такой вони не было. И химволокно работало - такой вони не было. У нас вот 20 лет работает «Технониколь». А у них, оказывается, нет фильтров. Они делают свою продукцию, денюжки зарабатывают, а сюда на Турлатово ни копеечки не дали. Но нефтезавод помогает школе нашей хоть. У нас всех легкие и бронхи больные, суставы тоже больные. Вот сидит человек (показывает на Ларису Николаевну (прим. ред.), у ней суставы больные. У меня суставы больные, но я ветврачом проработала и еще грешу на свою работу. У нас каждого ребенка ткни – у каждого аллергия. Наверное, у 80% детей астма. Это точно. У меня соседка, у ней двое детей, они вообще не могут дышать. Они уехали отсюдова. Говорят, мы в Полянах живем, нам там хорошо, сюда приезжаем и задыхаемся. Ну вот и решайте вопрос! Если сейчас эти дорогие, сидящие здесь люди, ничего не сделают, то, наверное, придется господину президенту Путину звонить и вызывать его, чтобы он приехал и сделал все выводы. Наш губернатор только поступил на работу, он сделал первый вывод: закрыть все эти вонючие заводы, которые на нас действуют. (По информации«РН», Малков не выступал с подобными заявлениями (прим.ред.) 4-5 месяцев была тишина. Потом стали потихонечку, ночью слышим гул. Все, понятно. Началось опять», - рассказала одна из жительниц.
- С какого предприятия слышно?, - спросил прокурор.
- Откудаво я знаю, - эмоционально отозвалась женщина.
- С «Технониколь» - подсказала ей другая.
«Если ветер северо-восточный – это с «Технониколь» идет, если ветер юго-западный – это с нефтезавода идет. Или еще у нас на Химволокне уж лет 8 или 10 как открылся … там масло перегоняют. Это вообще кошмар… Вы уж, пожалуйста, сделайте чё-нибудь для нас. Дайте хоть нашей молодежи пожить. Ведь у нас тут 2800 или 2900 населения. И мы задыхаемся. Раньше все было хорошо у нас. Сады цвели. А сейчас на огороде ничего не растет, если только ходишь с мотыжечкой и поливаешь одними удобрениями, тогда растет», - добавила другая односельчанка.
«В основном сильная вонь идет от очистных сооружений. Туда идет и с нефтезавода, и с города и все это идет сюда. Будут ли когда-то их реконструировать? Почему-то в Москве очистные стоят и никакой вони в округе нет. У нас же ночью кааак дадут… Мы спать не можем. В дом вонь заходит при закрытых окнах», - рассказал мужчина.
Все турлатовцы также отметили, что чаще всего выбросы происходят ночью.
Присутствующий на встрече руководитель организации «Дышим чистым» Александр Суфранович не согласился, что дело в очистных.
«По мне, это очистные. Я вот от «Технониколь» особо не чувствую», - ответил ему мужчина.
«За эти 10 лет состояние здоровья ухудшилось. Если конкретно, то это аллергия, глаза, нос, горло. Последнюю неделю, когда были выбросы, у меня опух язык, я не смогла сказать предложение. Пришлось пить таблетки от аллергии. В носу у меня искривлена перегородка из-за сильных отеков. По поводу «Техно»: с 9 на 10 число была настоящая химическая атака. Когда с нефтезавода выброс – это тошнота, головокружение, плохое самочувствие. Когда выброс с «Технониколь», то он ощущается и во рту, и в глазах, как будто крошка в глазах.
С понедельника на вторник был выброс с восточного промузла. Прежде чем сделать выброс, они дробят. Там сильнейшие звуки. Я чувствую вибрацию в доме. Я также слышу, как они объявляют номера машин на загрузку. Это начинается обычно в 22:30-23 часа и на протяжении двух-трех часов. Невозможно заснуть. Только они затихают, начинаешь засыпать, они выбрасывают вонь. И вонь, простите, серьезная. Я вам могу сказать, что после последнего этого выброса с 9 на 10 число, у меня дома пропахла вся мебель, все шторы и все сетки на окнах.
Мой папа здесь работает, он тренирует детей (вздыхает (прим.ред). Нет здоровых детей. Он работает почти 30 лет. Аллергия, сердечники, дыхалки у детей нет. У меня дочь в эту ночь, когда с «Техно» мы травились, встала с опухшим лицом. У нее веки висели. Ей 17 лет, она молодая девчонка. Как вы считаете, есть угроза здоровью? Я считаю, есть. Когда у меня спрашивают, почему вы не обращались в больницу. Два раза я обращалась. Первый раз мне сказали, что не имеют право писать, что это из-за выбросов. Второй раз - женщина вообще в скандал кинулась. Сказала, чтобы отстали и писать она это не будет», - поделилась еще одна жительница.
Также она добавила, что одна знакомая ей семья продала дом в Турлатово и уехала из-за того, что сразу у двух человек началась астма.
«У нас уже мошки, блошки, птички не летают. Невозможно! У меня носоглотку драло! Я встала и было такое ощущение, что я за-бо-ле-ла. А вечером, когда мы уже доставили постельное белье (мы его утром убрали), дома уже не пахло, проветрилось, но пахли подушки. Это ужас просто! Кошмар! Представляете, вы достали, а оно пахнет, когда дома уже выветрилось! Это не-нор-маль-но».
Посетовали жители на передвижные лаборатории, которые замеряют воздух утром или днем, когда нет выброс и по непонятным им причинам не приезжают ночью.
«40 лет уже проживаю. Пахнет постоянно. У меня к вам рекомендация. Сходите в школу и спросите, сколько детей не посещают занятия и по каким причинам. У меня трое детей, которые учатся в нашей школе. У меня у дочки в понедельник была рвота и понос, потом сын – тоже самое. Это все было с момента последнего выброса. Вам для того, чтобы промониторить ситуацию, как влияют эти выбросы на людей, надо в школе мониторить, по детям видно сразу. А запахи постоянные. Если с города ехать в сторону Турлатово, где камеры висят, в ночное время в этом овраге пахнет постоянно. Если в 2-3 часа носи ехать, там не продохнуть. Там даже в машине, которой стоят воздушные фильтры и прочее, просто до слез. Стабильно пять дней в неделю», - поделился житель Турлатово.
«Я в свое время работал в Рыбном по неделе. Вот прожив там неделю, нормальным воздухом подышав, я приезжаю сюда и у нас возле знака Рязань, как стена. Въезжаешь и долбишься в этот запах. Он есть», - добавил другой мужчина.
По мимо ужасающих историй, ставшими реалиями жизни, турлатовцы поведали контролирующим органам, что неоднократно пытались вызвать лабораторию для замеров в ночное время, но все их заявки по непонятным причинам сохраняли под одним и тем же номером.
Природоохранный прокурор начал выяснять, в какую службу они обращались. Не все смогли ответить на этот вопрос, говоря, что это известный каждому номер, но некоторые заявили, что звонили в региональное МЧС.
В завершении встречи людей призвали написать еще раз заявления природоохранному прокурору, чтобы проблему начали решать. Но начнут ли жители деревни Турлатово дышать, хоть немного более чистым воздухом, покажет время.
Дарья Буренкова