Рязанские Новости

«Если есть стадо-есть пастух»: эксклюзивное расследование «РН» о секте в Рязани

icon 10/04/2023
icon 07:00
Главная новость
«Если есть стадо-есть пастух»: эксклюзивное расследование «РН» о секте в Рязани

© Фото: «Региональные новости»

Фото: «Региональные новости»

«Самым страшным пороком является неведение, считающее, что ему все ведомо»

Альбер Камю

Догматика

Яркий и стильный сайт религиозной организации трубит о том, что перед нами протестанты пятидесятники. Чем отличаются пятидесятники от обычных протестантов?  Пятидесятники называют себя евангельскими христианами и являются последователями Всемирного пятидесятнического братства на сегодняшний день самого многочисленного из всех направлений протестантизма. Учение возникло в США в 19 веке. Название своё берут от Дня святой Троицы, который иначе называется пятидесятницей Однако «Посольство Иисуса» является неопятидятнической организацией. Это видно по их сайту, идеям и убеждениям. С позиции Православной церкви такие течения являются сектантскими и к истиной христианской вере отношения не имеют. Стоит отметить, что неопятидесятнические объединения очень часто представляют собой самые настоящие тоталитарные секты.

По мнению настоятеля одного из храмов в Калуге отца Георгия, секты выполняют роль социальных накопителей для людей с особенностями психики, со склонностью к страхам и тревожным состояниям. Это может быть как изначальная особенность личности человека, так и приобретённая в результате потрясений. Например, человек попал в кризисную ситуацию. Он не может найти поддержки и на этой волне попадает в определённые сектантские структуры. Он начинает думать, что никто ему не в силах помочь, кроме, конечно, секты. Так и становятся их жертвами. 

У каждого могут возникнуть определённые жизненные обстоятельства, в момент которых он становится слабым. Например, ребёнок стал наркоманом. Тогда секта может выступить в роли «психотерапевта». В этих ситуациях достаточно активно проявляют себя неопятидесятники – создают реабилитационные центры, выходят с повесткой реабилитации наркозависимых. Подробнее о психологии сектантских течений рассказали наши коллеги из «Калужских новостей».

Церковь «Посольство Иисуса» берет своё начало в 1994 в Нижнем Новгороде. Создал религиозную организацию Павел Рындич вместе с супругой Верой. За почти тридцать лет «церковь» открыла миссии в более чем в 20 городах, в том числе, и в Рязани. С историей создания «Посольства» можно ознакомиться на официальном сайте организации. Сайт стоит упомянуть отдельно. Он стильный и красивый. Видно, что созданием занимались профессиональные дизайнеры. На главной странице глаз сразу цепляется за большую красивую кнопку «Пожертвовать». Есть отдельный раздел, посвящённый команде проекта. Если убрать религиозную составляющую, то может показаться, что перед нами портал с курсами личностного роста.

 

 

 

 Также на сайте есть раздел "Часто задаваемые вопросы". И один из первых ответов, ожидаемо, «а не секта ли мы?».

Раз на сайте написано нет, то точно не секта. А вот мнения граждан в комментариях у организации в Яндексе немного разделились.

 

Коллективный транс

Делать выводы по сайту было бы поспешно и неправильно. Поэтому мы отправились на службу в рязанское «Посольство Иисуса».

Начнём с помещения. Многим рязанцам знакомо здание общества слепых на улице Семена Середы. Уже при подходе к нему холодным ноябрьским днем появляются странные мысли. Это достаточно старое индустриальное здание постройки советских лет. 

Нахожу нужный этаж. Оказываюсь в просторном актовом зале. В конце зала небольшая сцена, а на ней водружен крест. Я человек от веры далекий, но в православных храмах бывать приходилось. Как правило, в них спокойно, красиво и приятно пахнет ладанном. И чувство спокойствия разливается по душе в независимости от религиозных взглядов. В данной же «церкви» меня охватила тревога.

Усевшись на стул в зале, начал осматриваться. Несколько человек стоят около столов с чайником и о чем-то разговаривают. Пара прихожан уже сидит и ждёт начала службы. Зал медленно наполняется людьми. На сцене репетирует группа. Да, прямо у креста. Если дорогой читатель смотрел голливудские фильмы, то уже догадался, что за тип церкви перед нами. В кино часто мелькают разные американские церкви, где весёлые прихожане поют религиозные песни. Тут похожий случай.

Ко мне подходят несколько человек. Как я понял, новые прихожане появляются нечасто. Разговорился с одним молодым парнем. Зовут его Сергей. Очень открытый человек.

-Ты на чем сидел? - спрашивает Сережа.

-Да ни на чем, - отвечаю и сразу не понимаю, отчего такой вопрос.

-А что пришёл? Библию-то читал? - живо интересуется мой новый знакомый.

-Ну так, Новый завет, - вежливо ответил я Сергею.

Молодой человек пояснил, что около половины прихожан - это люди, пережившие наркотическую зависимость. Некоторые прошли центр реабилитации, кто-то тюрьму.

Тем временем в зале было уже много народу и началась служба. Музыкальная группа исполняла песни на религиозную тематику. Весь зал встал. Пастор Денис поприветствовал прихожан и объявил, что сегодня знаменательный день, так как сейчас начнётся обряд венчания. Пара, которая познакомилась в религиозной группе, изъявила желание стать супружеской. По правилам «церкви», их должен благословить пастор и назначить им «срок». Немного похожее отношение к бракосочетанию есть у баптистов. «Срок» - это время, в течении которого пара проверяет отношения на прочность. В данном случае «срок» был назначен полгода. За эти полгода суженные не могут целовать, обнимать друг друга и, конечно, не могут спать вместе.

Дальше началось что-то странное. Пастор зачитывал строки из Библии, в этот раз тема была «любовь», а зал хором кричал «аминь». Затем стала выступать группа. Под христианские напевы некоторые прихожане поднимали руку с раскрытой ладонью, так сказать, «ловили благодать» и плакали. Все это было похоже на групповой транс. Молодая девушка напротив вполне искреннее растирала слезы по лицу. Во время концерта по рядам пошла передаваться коробочка для пожертвований. Кто-то кидал в неё мелочь, а некоторые прихожане закидывали купюры разных номиналов.

В «Посольстве» служба часто начинается с «молитвы за детей». На сцену ставят детей, маленьких держат на руках. Весь зал начинает за них молиться. Посыл хороший, но в живую выглядит немного жутковато...

Проповедь в «церкви» строится следующим образом. Пастор зачитывает стих из Библии, как правило привязанный к теме месяца, и дальше занимается его толкованием. Упор в проповеди делается на «Святой дух». Часто речь пастора состоит из конструкций «Открой наш разум Господь, открывай сердца наши». Проповедовать может любой. Так, иногда на сцене появляются сами прихожане. Часто они рассказывают о том, как вера в бога спасла их и поменяла полностью жизнь. Как правило, адепты веруют в Христа как в способ исполнения их желаний. Очень напоминает риторику блогеров-инфлюенсеров, продающих различные "марафоны желаний". 

Финансы

Ещё при первом посещении службы, во время концерта христианской группы под красивые напевы по рядам пошла коробочка. Предназначалась она для сбора пожертвований. Стоит отметить, что жертвовать никто не принуждает.  Однако есть интересный момент. Обычно, в религиозных организация ящик для сбора средств стоит на одном месте. В православных храмах такой сундучок может находиться у входа или даже вне стен храма. Как правило, на таком ящике всегда написаны данные организации, цель сбора и тд. В нашей же ситуации коробочка без опознавательных знаков плывёт от ряда к ряду. Кто-то бросает мелочь, а кто-то запихивает купюры. Тут можно возразить: "Мол что в этом такого? Все же добровольно". А то, что когда коробка суётся человеку прямо под нос, при этом он видит, как остальные активно жертвует и происходит психологическое давление. Я и сам поймал себя на мысли, что если бы была мелочевка, то скинул бы, дабы не выделятся из толпы.

Куда идут эти деньги? Очевидно, на аренду помещения, закупку чая, кофе и различных вкусностей. «Церковь» является некоммерческой организацией и вынуждена жить на самообеспечении. Однако, мы уже отмечали, что «Посольство» работает во многих городах страны, имея более 20 отделений. У многих из них зарегистрировано юридическое лицо. А раз есть юрлицо, то имеется и финансовая документация. И тут появляются определённые вопросы.

В Нижнем Новгороде, откуда «Посольство» берёт своё начало, зарегистрировано несколько юридических лиц.  Например, ЦХВЕ «Посольство Иисуса». Согласно данным сервиса «Картотека.ру», в бухгалтерском отчёте о целевом использовании средств на конец 2018 года целевыми взносами в организацию поступило более 16 млн рублей. Из них 14 млн было потрачено на содержание управленческого аппарата.  Отделение из города Дзержинска за год целевыми взносами получило 1,4 млн рублей. На содержание аппарата ушло 1,2 млн рублей.

Если сложить целевые взносы во все отделения, которые нам удалось найти, то получится, что за 2018 год в некоммерческую организацию поступило около 45 млн рублей. Из них более 30 млн были потрачены, в основном, на графу «содержание аппарата». Может ли НКО получать средства? Ну конечно может. Просто возникает вопрос, откуда такие финансовые объёмы?

Отделение в Рязани не имеет юридического лица и напрямую аффилированного с «Посольством». Однако на имя пастора зарегистрирована некоммерческая организация «Рука помощи». К сожалению, финансовая документация за последние 12 лет в открытом доступе отсутствует. Стоит отметить, что у детища нижегородской пары есть, действительно, много дочерних фондов и центров помощи. Судя по социальным сетям, там и правда оказывают некую помощь людям в трудной жизненной ситуации. Сдают вещи нуждающимся и т.п. Однако, как отмечают эксперты, в таких центрах очень трудно оценить реальное качество помощи, в связи с тем, что организации ведут довольно закрытую деятельность.

 

«Не судите, да не судимы будете»

От Матфея 7:1

Итог

Данный материал не ставит цели задеть религиозные чувства людей. Россия страна многоконфессиональная. Согласно 28-й статье Конституции РФ, каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Если люди хотят верить так, то, конечно, нарушать их права нельзя. Но возникает вопрос, этично ли создавать целую франшизу «церквей» и вдалбливать людям в кризисной ситуации откровенное «инфоцыганство»? На это пусть каждый ответит сам.

 

Владимир Садофьев