«Работа археолога сродни работе криминалиста»: археолог рассказал о находках на Старой Рязани в этот сезон
©
Городище Старая Рязань располагается рядом с городом Спасском, в 80 километрах от современной Рязани. На живописных холмах, у излучины реки Оки и жили наши далёкие предки, пока в 1237 году город не был разрушен в ходе Батыева нашествия.
Старая Рязань представляет для науки особый интерес, уже много лет тут ведутся археологические раскопки. Чем так уникальны останки древнего города нам рассказал Игорь Стрикалов, начальник Старорязанской археологической экспедиции Института археологии РАН.
Чем важны археологические раскопки на Старой Рязани?
-Старая Рязань - памятник уникальный. Это один из крупнейших древнерусских городов, который оказался мёртвым городом, и любой участок этого города доступен для исследования. Грубо говоря, мы имеем такой «стоп кадр» древнерусского города. Во-вторых, город важен для русской истории. Он является символом трагедии 1237 года (Монгольского нашествия на Русь прим.ред.). В-третьих, из-за географических особенностей, город разрушается, это овраги, оползни, поэтому необходимо проводить спасательные раскопки. Ну и важный момент: Рязань практически не упоминается в летописях. Из летописных источников у нас очень мало сведений, и они, как правило, обрывочные. И археология является основным источником наших знаний об этом городе.
Как долго существует экспедиция на Старой Рязани?
-В этом году отмечается 200-летие находки первого клада на территории Старой Рязани. В 1822 году были найдены знаменитые Рязанские бармы. И именно в том году тут в первые появились исследователи. Конечно, тогда это все было на дилетантском уровне.
Рязанские бармы
А почему за такой большой период времени, исследовано приблизительно 7% городища?
-За сезон мы раскапываем 200-300 квадратных метров. Копаем не спеша, археологические раскопки это кропотливый труд, тонкая работа. Плюс, 200 лет не означают, что каждый год тут проводились раскопки. Это все было такое эпизодическое. В общей сложности, самый интенсивный период это наш современный, с 1994 года исследования проводятся непрерывно.
Археолог в основном работает с археологическими находками. Скажите, а в чём ценность находки? Найти золотой клад ведь ценнее, чем битый горшок?
-Не всегда. Ценность археологической находки не только в самой находке. Но и в контексте. Именно поэтому мы категорически против узаконивания и разрешения кладоискательской деятельности. Копателей так называемых. Потому что они вынимают вещи из контекста. Важно ведь в каком месте была вещь найдена. Мы за последние годы исследовали две усадьбы ювелиров. Сами по себе предметы ювелирного производства ценны, но то, что они найдены конкретно на этих усадьбах позволяет нам восстановить историю этого места, выяснить как жили люди, чем они занимались по мимо работы, какой был быт, досуг и так далее. Очень часто, какая-то простая вещь становится тем кирпичиком, тем пазлом, из которого мы получаем полную картину. Например, такое было у нас с установлением даты основания города. Когда всего-навсего битые горшки позволили нам выдвинуть гипотезу об основании города в 30-е годы XI века.
На территории городища часто раскапывают древние захоронения. В книге Артура Конан Дойля «Приключения Шерлока Холмса: Собака Баскервилей» был интересный момент. Персонаж доктор Мортимер, раскопал курган и обнаружил череп доисторического человека. За что местный сутяга мистер Френкленд собирался подать в суд, так как по его мнению, доктор разрыл могилу без согласия на то ближайших родственников погребённого. Скажите, этично ли выкапывать могилы, пускай и похороненных 1000 лет назад людей? Получается чисто технически, это чьи-то далёкие предки.
-Вопрос этики постоянно поднимается. Речь тут не про то, что этично или нет раскопать могилу, а про то как потом отнестись к останкам человека. И мне кажется, это самое главное. Погребальные комплексы являются основными для изучения этнической истории, истории переселений людей. Без изучения погребальных комплексов мы бы не узнали значительный пласт культуры древних обществ. При всём уважении к нашим предкам, раскапывая их, мы получаем очень много информации. А в последние годы ещё больше, потому что изучаются не только предметы из захоронений, но и костные останки. Благодаря этому, узнаем чем люди болели, чем питались. Генетический код определяется. Естественно, после изучения останки не выбрасываются. Они либо хранятся, либо аккуратно перезахораниваются.
А перезахоранивают на том же месте?
-Нет, не всегда. Но мы стараемся в уже раскопанные части памятника их хоронить.
Очень часто у людей не знакомых с наукой археологией возникают совершенно полярные ассоциации с работой археолога. Для одних это очень скучное «ковыряние земли», другие же представляют работу археолога как деятельность Индианы Джонса из одноимённого фильма. Истина где-то посередине?
-Да, как обычно, истина всегда посередине. Повседневный труд археолога - это рутина. Это перемалывание земли, копание земли и перетирание земли в поисках мельчайших фрагментов керамики, бусин и так далее. Но когда что-то находится, это всегда радость и восторг. И когда в руке держишь вещь, сделанную тысячу лет назад, и ты понимаешь, что до тебя её держали последний раз тысячу лет назад, это несравнимое не с чем удовольствие. Вообще работа археолога сродни работе криминалиста. Когда по каким-то следам прошлого, пытаешься восстановить полную картину.
Расскажите о находках этого сезона. Какие экземпляры, и что дают науке?
- В этом году у нас очень ценных находок немного. Уникальная находка этого сезона это медный перстень с вставкой на которой изображено лицо человека. Пока мы не можем понять происхождение его, из какой стороны света он попал в Рязань. Необычна техника, необычна его форма. Ничего подобного на Руси не делалось. Это вещь явно привозная, но откуда её привезли загадка.
Также, редкая находка этого сезона это кожевенная матрица, для оттиска изображения на коже.
Подобными квадратиками с библейскими сюжетами оттискивали элементы монашеской одежды. В данном случае, это сюжет «Вознесение». К сожалению, точное время находки установить трудно. Приблизительно 13-14 век, не позднее.
Также, из новых интересных находок можно выделить крестик-корсунчик. Своё название крест получил на Руси, так как их привозили из Палестины через Корсунь. А уже в Рязани их отдавали ювелирам для нанесения украшений. Это была тончайшая ювелирная работа, каждый серебряный шарик напаивали отдельно.
Ещё несколько интерсных находок:
Наконечник стрелы
Писало
Ордынское украшение в форме утки
У археологов прошлого было много проблем. Отсутствие методологической базы, уровень технического прогресса. Сейчас в распоряжении археологов есть новейшие технические средства, глубокая научная база. В чём, на ваш взгляд, состоят главные проблемы, с которыми сталкивается современная археология?
-Если говорить о научной проблематике, то это проблема точных датировок. Да, за много лет сложилась научная база. Но иногда мы забываем подтверждать правильность датировки. Мы ссылаемся на своих предшественников, а они на своих. Так копятся не только знания, но и к сожалению, ошибки. Это постоянная проблема археологии.
Также важный блок проблем это сохранение культурного и археологического наследия. Не только у нас растут технические возможности, но и у наших противников - «черных копателей». «Черные копатели» превратились не просто в проблему, это уже катастрофа. Учитывая сколько по стране ходит металлоискателей, и люди ходят выкапывают вещи. Это огромный ущерб для науки.
Сейчас закрывается полевой сезон. Расскажите, чем будут заниматься археологи до следующего лета?
-Работа не заканчивается. Зимой предстоит не только обработка материала найденного за лето, но в последние годы и полевая работа не заканчивается. Спасательная археология сейчас круглогодична.
А как же зимой копать? Земля же мёрзлая.
-Павильоны ставятся специальные, нагреваются. Как строители работают, так и мы. Сейчас много методов позволяют это делать.
Может ли обычный человек, без профильного образования стать археологом?
-Стать профессиональным археологом, как и любым специалистом без образования невозможно. Любому делу нужно учиться. Но участвовать в раскопках и стать частью археологического сообщества может любой человек у которого есть желание. Достаточно уметь работать лопатой, да и этому научим в случае чего. Большая часть людей в экспедиции не археологи и даже не историки. У нас тут представители совершенно разных профессий. Но людям интересно прошлое. А кому-то просто нравится то сообщество, которое формируется в экспедиции.
Сообщество, формирующееся в экспедиции, действительно, очень интересно. Отдельно можно упомянуть про быт и традиции археологов.
Живут члены экспедиции в палатках. Еду готовят на самодельной печке на общей кухне. Как правило, утром каждого дня назначаются дежурные по лагерю, ответственные за обед и ужин и прочие бытовые вопросы. Несколько лет назад в лагере появился душ с горячей водой. Но многие археологи старой закалки продолжают ходить купаться на речку, так же как и жители Старой Рязани тысячу лет назад.
Стоит ли говорить, что жизнь на природе, в интересном разновозрастном коллективе и с таким специфическим занятием обязательно порождает свои традиции. Например, за найденную на раскопе ювелирную матрицу, нашедшему полагается банка сгущёнки. И отдельно стоит упомянуть вечерние костры. Когда после трудного дня все члены экспедиции собираются в кругу у огня петь песни под гитару, а после встречают рассвет.
Владимир Садофьев