Психиатр Динар Челянов: «Колумбайнерам всё равно, кого убивать»

icon 15/05/2021
icon 15:00
Психиатр Динар Челянов: «Колумбайнерам всё равно, кого убивать»

Автор:

11 мая Ильназ Галявиев устроил стрельбу в казанской гимназии №175. В результате трагедии погибли 9 человек, более 20 пострадали. Казанский стрелок пополнил список колумбайнеров – последователей Эрика Харриса и Дилана Клиболда: эти подростки 20 апреля 1999 года устроили кровавую бойню в школе «Колумбайн» в США с применением стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств. По данным Следственного комитета России, Галявиеву был поставлен диагноз, свидетельствующий о заболевании головного мозга. Тем не менее, подозреваемый на учёте у психиатра и нарколога не состоял.

Психиатр Динар Челянов рассказал корреспонденту СИ «Рязанские новости» о том, как некоторые люди становятся колумбайнерами и почему специалистам трудно определить наличие психических заболеваний у таких людей.

Типы колумбайнеров:

«Первая группа колумбайнеров – психопаты, - сообщил психиатр, – Их проблема заключается в нарушении характера, они не чувствуют жалости к людям: ни к родителям, ни к родным, ни к посторонним. Они эгоистичны: если им нужно переступить через людей, они переступают. Психопаты злостны, но они адекватны. На какое-то время они могут приспособиться, играть роль другой личности, но недолго, потому что через короткий период времени их настоящие черты начинают проявляться».

Также Динар Челянов добавил, что такие люди психически здоровы, поскольку психопатия – это нарушение характера, а не психическое заболевание. Психопаты, по словам доктора, испытывают проблемы с самоконтролем – не могут вовремя остановиться.

Дети с психопатией не могут выстроить нормального общения с одноклассниками, поскольку у них отсутствует адекватное восприятие чувства «хорошо/плохо». Ребёнок-психопат поступает так, как нравится ему, и поэтому другие дети не особенно стремятся с ним общаться.

Ко второй группе колумбайнеров, по словам специалиста, относятся люди, страдающие психическими заболеваниями, полученными в результате травм головного мозга. Из-за них у человека появляются такие черты личности, как жестокость, и такие люди не могут идти на компромиссы.

Третья и самая малочисленная группа колумбайнеров – люди, страдающие шизофренией. Как правило, пациенты с таким заболеванием стараются отдалиться от социума и находиться в своём «футляре». Но иногда у них случается обострение – психоз, во время которого появляется бред.

«Находясь в бредовом состоянии, человек начинает обороняться от несуществующих чудовищ, чертей; может начать размахивать топором или ножом. А на самом деле у человека галлюцинации, и он нападет на людей. Он может поранить или убить человека, совершенно не осознавая, что он делает», - рассказал Динар Челянов.

Также доктор собщил, что люди с шизофренией могут испытывать бред величия: к примеру, полагать, что способны повелевать людьми.

Дети, страдающие шизофренией, как правило, тихие. Они не хотят быть в компании. Психопаты же хотят общения с другими людьми, но не могут его правильно выстроить. Из-за этого часто дети с психопатией попадают в криминальные компании.

Люди с шизофренией очень обидчивы. Но если они сами обижают других, то не осознают этого в полной мере.

Кроме того, Динар Челянов заявил, что шизофреник с меньшей долей вероятности способен стать колумбайнером по сравнению с психопатом: «Если шизофреник не будет убивать людей из-за отсутствия сил и желания, то психопат пойдёт на преступление – у него есть сценичность, силы и сознание, адекватное реальному миру».

Наличие оружия у колумбайнеров:

После стрельбы в казанской гимназии у людей возник вопрос, как казанский стрелок смог получить разрешение на оружие, имея заболевание мозга. Психиатр Динар Челянов в качестве версии сообщил, что, возможно, в тот момент, когда Галявиеву выдавали справку на оружие, у него заболевание могло ещё не развиться.

Также специалист рассказал о  других факторах, позволяющих людям не совсем адекватным получать разрешение на оружие: «Шизофреник может не раскрываться и односложно отвечать на вопросы. Люди с этим заболеванием понимают, что их вариант ответа может отличаться от того, который нужно дать. Специалистами, конечно, шизофрения выявляется, но в период ремиссии её сложно заметить. А психопаты – психически здоровые люди и им разрешено иметь оружие. Такой человек способен выбрать правильную тактику поведения на приёме у врача».

Также психиатр заявил, что специалист оценивает состояние человека, желающего получить разрешение на оружие, в день обследования. А заболевание психики у такого человека может проявиться через некоторое время.

«Кроме того, разрешение на оружие даётся сроком на 5 лет, и в течение этого времени человека, получившего разрешение на оружие, никто не проверяет», - подытожил специалист.

Почему колумбайнеры совершают убийства:

Динар Челянов считает, что колумбайнеры совершают убийства из-за обиды на других людей, отсутствия самоконтроля или неадекватного психического состояния. Также он заявил: «Если адекватный человек испытывет к людям, поступившим с ним несправедливо, обиду, то человек с нарушением психики в таком состоянии испытывает злость. Такие люди лишают жизни также и невинных из-за отсутствия жалости – им всё равно, кого убивать. Они могут мстить школе, миру, кому угодно. Если бы у этих людей была жалость, они бы такого никогда не совершили. Но это больше относится к психопатам и людям с органическим расстройством личности – эти заболевания очень близки по своим симптомам».

Можно ли остановить колумбайнера:

Динар Челянов сообщил, что успокоить и убедить колумбайнера не совершать преступление практически невозможно. Если колумбайнер страдает шизофренией, ему ни в коем случае нельзя противоречить. Если колумбайнер – фанатик, то можно попробовать его остановить разговором о религии; также ему можно напомнить о вещах или понятиях, которые для него важны.

Если остановить шизофреника или фанатика шанс хоть и маленький, но есть, то колумбайнера-психопата переубедить практически невозможно даже квалифицированному специалисту.

Кроме того, психиатр считает, что в психиатрии на данный момент нет действенных механизмов для предотвращения таких преступлений: «Если человек захотел это сделать, он это делает», - заключил он.