«Я хочу жить по чести»: четвертый день «Свиданий на Театральной» завершился спектаклем Пензенского драмтеатра

На суд рязанского зрителя представили спектакль «На бойком месте»

icon 17/11/2023
icon 11:00
Важная новость
«Я хочу жить по чести»: четвертый день «Свиданий на Театральной» завершился спектаклем Пензенского драмтеатра

Автор: Сергей Газетов, источник фото.

Сергей Газетов

В Рязанском театре драмы продолжается фестиваль «Свидания на Театральной», в рамках которого все представленные спектакли объединены одной темой – любовь.

В четвертый день зрители заполнили все места, чтобы насладиться постановкой Пензенского драматического театра им. Луначарского  «На бойком месте». Кстати, артисты этого театра впервые выступали в Рязани.

«На бойком месте» - это комедия А.Н. Островского. В апреле этого года исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося русского писателя и драматурга. «На бойком месте» произведение не столь известное как, например, «Гроза» или «Бесприданница», но не менее интересное. Думается, что Островский несколько слукавил, назвав «На бойком месте» комедией. Во всяком случае в интерпретации (достаточно осовремененной) Пензенского драмтеатра зрителю много смеяться не пришлось.

Пьеса Островского «На бойком месте» об обитателях постоялого двора, который находится вдоль проезжей дороги неподалеку от леса. «Место здесь бойкое» - неоднократно говорят герои. Но означает это не только то, что постоялый двор пользуется популярностью у гостей, здесь в буквальном смысле можно лишиться жизни. Гостиницу держит Вукол Ермолаев Бессудный, мужчина лет 60. Помогает ему в хозяйстве его молодая и красивая жена Евгения, которая не отличается скромностью и слишком открыта и приветлива к постояльцам. Своего супруга Евгения зовет не иначе как Ермолаич. О какой бы то ни было любви даже и говорить не приходится.

Живет в постоялом дворе и Анна, младшая сестра Бессудного. Обитатель она здесь новый. Ермолаич считает, что сделал Аннушке большую услугу тем, что забрал ее у матери и привез в дом. По его словам, здесь она хоть людей увидела. Но только героиня совсем не рада. Девушка полностью контрастна этому месту – необходительна с гостями, скрытна, холодна с мужским полом. Анна является антиподом распутной Евгении.  «Я хочу жить по чести» - говорит Анна и даже задумывается об уходе в монастырь. Но ничто человеческое ей не чуждо. Девушка теряет голову от барина Павлина Ипполитовича Миловидова (очень говорящее имя) и это чувство взаимно. Барин очарован скромностью Анны и прямо говорит, что намерен жениться невзирая на ее происхождение. Вот только последнее время Миловидов переменился… Молодой мужчина уже не появляется так часто в постоялом дворе. Аннушка понимает, что это неспроста и кто-то оговорил ее возлюбленному.

 

«Подсуетилась» в этом отношении, конечно, Евгения, положившая глаз на барина. Молодой девушке скучно с мужем-стариком, который не питает к ней теплых чувств. Она оговаривает Анну, сообщая Миловидову о мнимом любовнике девушки. Позже Евгения признается, что позавидовала чужому счастью. Виртуозная в делах любовных дама соблазняет молодого, красивого и богатого барина. Эта тайная связь добавляет красок в ее пресную жизнь с мужем, который может и прибить женушку за такие вещи.

В этой постановке хотелось бы отметить хорошую работу художника по свету. Очень яркой является сцена, где Миловидов и Анна сидят за длинным столом. Аннушка страдает от холодности любимого и иступлено кричит: «Хоть слово скажите!». В этот момент фигуры актеров подсвечены и идет снег. Эстетичной стала сцена, где Анна, совершенно потеряв голову от любви, отдает себя Миловидову. Еще одним запоминающимся моментом стал диалог Евгении с барином под проливным дождем, где замужняя девушка признается в чувствах и объясняет, что дает ей связь с другим мужчиной.

На мой взгляд, в полной мере не переданы страдания Анны по бросившему ее Павлину Ипполитовичу. Может по тому, что это все же не драма, а комедия. Интересным и достаточно странным моментом стал эпизод, где чувства юной особы передаются не в ее монологе, а в форме всплывающих на сцене текстовых реплик. Монолог достаточно длинный и читать его устаешь. А позже героиня произнесет все тоже самое уже вслух. Повторюсь, решение странное.

В конце зрителей ждет happy end. Евгения признается, что оговорила золовку. Аннушка пытается отравиться, но выпивает не яд, а нечто, чем ее братец поит своих постояльцев для одурманивания. Миловидов, угрожая Ермолаичу пистолетом, увозит любимую к себе.

Отдельно хочется отметить актера, сыгравшего собаку. Весь спектакль он передавал этот образ лишь пластикой и получил от публики наибольшие овации.

А фестиваль «Свидания на Театральной продолжается. Впереди рязанцев ждут еще два спектакля.

16+