«Разрушенные судьбы и вера в светлое будущее»: в Рязанском театре драмы рассказали о детях с Донбасса
Рязанский театр драмы показал премьеру спектакля Непридуманные герои
© Рязанский театр драмы
13 ноября в Рязанском театре драмы состоялась премьера документального спектакля «Непридуманные герои», основанного на рассказах детей-очевидцев военных действий 2014-2023. Накануне, корреспонденты СИ «Рязанские новости» посетили генеральную репетицию и хотели бы поделиться своими впечатлениями.
О чем эти рассказы?
Об искалеченных судьбах, ужасе войны, о боли, страхах, мечтах, любви и дружбе. Детство этих детей сложно назвать счастливым или беззаботным. Его у них попросту не было. Каждому из них пришлось рано повзрослеть, принять тот мир, который окружает и продолжать жить в борьбе, с верой в мирное будущее.
«Мы здесь на Донбассе рано взрослеем. Взрослым до нас еще расти и расти», - звучит и режет по живому.
Никому не пожелаешь такой судьбы. При просмотре хочется просто закричать: люди одумайтесь, хватит. Ненависть разрушает не только города, она уничтожает жизни.
Все действия спектакля происходят в камерной атмосфере, которая способствует развитию открытого диалога. И зрители уже могут не сдерживать чувств.
Описывая данную постановку не хочется говорить о банальном. Да, актерская игра безусловно прекрасна. Этот спектакль - это жизнь. И если её не прочувствовать, не представить - он просто не вызовет тех эмоций. При просмотре ты веришь актерам и предлагаемым обстоятельствам. Представляешь, что пережили герои и в жилах стынет кровь. Ведь все они существуют, они живут с этими событиями внутри и делятся своими историями.
Лично я после спектакля задумалась, как незначительны мои проблемы. В большинстве своем многие из них надуманы. Ведь рядом есть близкие, да и сейчас я нахожусь в относительной безопасности. И это нужно ценить. Мы не знаем, когда наш мир перевернется. Наша жизнь не совсем зависит от нас. Однако при любых обстоятельствах нужно оставаться верным себе, своей семье и близким. Верить в лучшее, даже если тьма тебя заволокла и нет выхода.
Тема спектакля вызывает бурю эмоций: злость, сожаление, сочувствие и эмпатию. Как же хочется, чтобы никогда не повторялись эти ужасные события. Как же страшно, что подобное происходит в наше время. Как же больно за израненные души и разрушенные жизни.
Эта постановка сейчас актуальна как никогда. Она необходима не только для молодого поколения. Она нужна для всех.
После просмотра спектакля я решила узнать, как она отозвалась и у других зрителей.
Корреспондент «РН» Виктория: В зале стояла тишина, словно все затаили дыхание. На сцене актеры рассказывали истории детей с Донбасса, детей, которым пришлось пережить войну, потерять дом, видеть страх и боль. Это были не вымышленные персонажи, а реальные люди, чьи голоса звучали со сцены.
Каждый момент спектакля был пропитан болью, отчаянием, но при этом непоколебимой силой духа, способностью переживать и не терять надежду на будущее.
«Непридуманные герои» по пьесе Г. Баззаева - это не просто спектакль, а в первую очередь напоминание о трагедиях войны и о тех, кто от нее страдает.
Полина: Первое слово, которое приходит на ум, когда пытаешься описать спектакль - сильный. Заставляющий о многом задуматься, многого бояться и потому вспоминать, как важно ценить то, что у нас есть. Тот мир, в котором мы ежедневно жалуемся на маленькие неудачи, пока кто-то мечтает о том, чтобы просто снова жить, а не выживать.
Не уверена, был ли это намеренный приём, но мне понравился контраст между масштабностью темы и камерностью самой постановки. Это позволяет одновременно и приблизиться к трагическим историям на сцене, и ощутить некоторую изолированность, подобную той, которую зрители видели в военной хронике, сопровождающей спектакль. Особенно мне запомнилось, как реалистично девушка отыграла нарастающую паническую атаку во время одного из эпизодов. Для спектакля такой направленности, думаю, правильно, что он не просто задевает, а «режет по живому» внутри тебя.
Также мы пообщались с режиссером постановки Максимом Лариным, актерами Денисом Чистяков и Дарьей Серебряковой, Дарьей Егоровой.
Как шла подготовка к спектаклю?
Максим Ларин: Трудно, но интересно.
Дарья Егорова: Мы изучали много материала, смотрели интервью, на основе которых писался сценарий, обговаривали многие моменты, разбирали характеры каждого из персонажей и постарались сделать их максимально разными.
Дарья Серебрякова: Подготовка шла достаточно плодотворно. За месяц нужно было не просто успеть вжиться в роль, а в три роли. Мы очень детально прорабатывали каждого персонажа с Максимом. При всем при этом подготовка была очень сложная. Травмирующая в каком-то плане. Материал непростой и именно поэтому подготовка проходила плодотворно, но морально непросто.
Денис Чистяков: Мы узнали об этом проекте, месяц назад во время гастролей. Прочитали первый вариант пьесы и после гастролей начали уже читки устраивать, а потом уже репетиционный процесс пошёл. Репетиций не так много было, потому что очень активная жизнь в театре, много гастролей, много репертуарных спектаклей, но как бы все равно пытались встретиться с ребятами.
Какие эмоции вызвали у вас истории? Что почувствовали, прочитав детские письма ?
Максим Ларин: Сочувствие и эмпатию.
Дарья Егорова: Боль, сожаление, тревогу, что же ещё можно испытать. Мне кажется, что подобные эмоции возникнут практически у каждого, кто увидит данную постановку.
Дарья Серебрякова: Когда мы сели читать эти истории было не то, чтобы грустно, это, наверное, даже неподходящее слово. Очень сильно щемило внутри. Слезы катились бесконечно, в горле стоял ком стоял на протяжении всей читки, а читать нужно было. Детские письма, если честно, читала уже с пониманием того, что там будет, потому что когда мы встретились и читали пьесу, я не представляла, насколько это будет болезненно, а к детским письмам морально уже была готова. Конечно, на сто процентов к такому материалу подготовиться нельзя, потому что ты представляешь, что это маленькие ручки писали эти письма, что это действительно детки, у которых не было детства. Их детство забрала война и от этих мыслей становится не по себе.
Денис Чистяков: Когда впервые прочитали эту пьесу были противоречивые чувства. Потому что, как любому человеку тебе не хочется лишний раз погружаться, думать о каких-то проблемах. Поэтому защитная реакция все равно срабатывает. Ты как бы ограждаешь себя полностью от проблем. Не хочешь в это верить, не хочешь это понимать, но в любом в случае ты видишь всю эту боль.
Как вы готовились к своим ролям?
Дарья Серебрякова: К ролям подготовка была очень тщательная. Я пыталась найти какие-то социальные сети: дела, видео, фотографии, все, что касалось девушек, которых мне предстояло играть. Также разговаривала со своей знакомой, которая была на Донбассе в это время. Она ребенок этой войны. Всячески, как можно было, мы погружались.
Денис Чистяков: При подготовке к ролям мы смотрели много документальных фильмов, читали истории в интернете, и те, что приносил режиссёр. Некоторых людей мы находили в социальных сетях. Если мы не находили жизненного примера мы фантазировали на тему того, то, что каким человек мог стать после таких событий.
Дарья Егорова: Подготовка к этой роли отличалась лишь там, что это документальный спектакль, и здесь было важно учесть, что все «непридуманные герои» реальны, с их историями и событиями, которые они пережили. Эта мысль очень помогала.
Как справляетесь с эмоциями при выходе на сцену ?
Дарья Егорова: Как бы это двояко и странно не звучало, но, лично мне, приходится абстрагироваться перед выходом именно на этот спектакль. Как–будто, знаете, срабатывает защитная реакция, стоишь, улыбаешься, вспоминаешь какие-то хорошие моменты и события, потому что знаешь как нелегко будет ближайшие 50 минут. Если к этому подключаться всем нутром, то ничего не получится донести до зрителя, будешь только плакать и пытаться подавить чувство жалости.
Денис Чистяков: Это в любом случае тяжело. В моменте репетиции, когда ты погружаешься в этот материал, накидываешь на себя шкуру персонажа, создаешь образ - это действительно психологически сложно. Но в определённый момент, когда некоторое время находишься в материале ты уже чуть чуть легче относишься к проблемам персонажа. И они становятся для тебя более понятными. Конечно, как и любой человек, стараешься не думать об этом каждый день. А смена деятельности помогает не сойти с ума.
Дарья Серебрякова: Если честно, я никак не справляюсь со своими эмоциями. Все, что я чувствую, все видно в отрывках. Все отражается в моих персонажах. Просто когда ты перестаёшь думать там про эти видео с детками, про разбомблённые разные части городов, а думаешь о задаче, об актёрской. Тогда немножко градус снижается эмоций. А так, я никак с ними не справляюсь, они вот какие есть внутри, они все такие есть в моих отрывках.
Сложно ли подавить эмоции во время выступления ?
Дарья Егорова: Пока что да, но думаю, что с каждым спектаклем будет легче, ко многому привыкаешь, приспосабливаешься и распределяешься.
Денис Чистяков: В каком-то моменте да, в каком-то нет. Это наша работа. Мы на это учились.И приходится в моменте находить другой объект внимания, чтобы не заострять на проблемах. Ты объект внимания переключаешься и так борешься с эмоциями.
Дарья Серебрякова: Конечно, сложно вообще в любом, в любом варианте событий, что в жизни, что на сцене очень сложно подавить эмоции. Но такая у нас профессия. У нас такой род деятельности и приходится это делать. А где-то, может быть, и не нужно, потому что они - внутренняя наполненность и это помогает. Помогает нам наиболее точно доносить до зрителей, что чувствовали подростки в моменты своих историй, в моменты своих трагедий. Все это тяжело и притупить даже на несколько минут восприятие и эмоциональность свою невозможно.
После спектакля, как удается справиться с эмоциональным напряжением?
Денис Чистяков: Это вытекающий получается вопрос. Здесь работает момент переключения. Если ты час говоришь о важных сложных вещах, а после этого репетируешь или играешь сказку для детей, это и есть момент переключения, который очень помогает и эмоционально зарядиться и не сойти с ума.
Дарья Егорова: Мне помогают мои коллеги. Мы были очень близки на протяжении всего репетиционного процесса, поэтому, и после выпуска очень поддерживаем друг друга, потому что хорошо понимаем и знаем, насколько каждому нелегко.
Дарья Серебрякова: Не знаю. Лично я никак не справляюсь с эмоциональным напряжением. Потому что все, что тело чувствует, все напряжение, которое случается во время спектакля, оно в любом случае выливается потом. Лично у меня в слезы или в какую-то отдачу от тела. Напряжение уходит, и просто понимаешь, то, что все хорошо, твои близкие родные рядом. Вот тем более мне повезло. Я вообще со своим мужем работаю. Я смотрю, что он жив, здоров. Думаю, что моя мама жива, здорова, что мои близкие дома, что это всего лишь спектакль, это всего лишь роль и отпускаю. Напряжение проходит. Но это не так, что я 30 минут после спектакля сижу, отхожу там в бреду. Нет. Натренированные, наверное, уже мозги. Автоматически фокусируешься и также автоматически расфокусируешь. И на этом все.
Хочется ещё раз поблагодарить артистов и театр за данную постановку. Браво!
Возрастное ограничение 12+