Рязанские Новости

«Мы тоже люди! Мы граждане Российской Федерации»: как рязанцы выживают в деревнях без газа

Жители деревень в Рязанской области годами живут без газа

icon 19/10/2023
icon 09:45
Фото: "Рязанские новости"

«Рязанские новости» посетили Клепиковский район и пообщались с жителями деревень, которые годами живут без газа.

«Сельская местность будет газифицироваться приоритетно», - заявлял в 2020 году президент РФ Владимир Путин.

В 2021 году глава государства подписал указ, согласно которому жителям РФ должны бесплатно проводить газ к границе участка. Теперь граждане платят лишь за непосредственное подключение газа к дому. Но как быть тем, у кого в населенном пункте газовой трубы нет? Казалось бы, такая история может случиться в отдаленных районах страны. Например, в сибирской тайге. Но десятки сёл и деревень живут без газа у нас «под боком». Всего в часе езды от Рязани находятся населенные пункты, жители которых остаются один на один с суровой русской зимой.

Кобылинка

Деревня распологается на трассе по пути в Туму. Входит в состав Оськинского сельского поселения. В начале 20-ого века в деревне проживало около 500 человек. Сейчас - 20. Многие дома стоят заброшенными, в некоторые приезжают только на лето. Магазина в деревне нет, как и другой инфраструктуры. На въезде расположилось древнее кладбище.

В Кобылинке мы познакомились с Леонидом. Мужчина средних лет живёт здесь уже девять лет.

«Рацион каждого утра. Сначала золу убираю, потом иду колоть на растопку дрова. Обычно сразу подготавливаю. Целековые не горят. Сейчас топлю один раз в день. В лютые морозы - два. Котёл хороший. Один раз протопил и весь день печка долго остывает», - рассказывает Леонид о том, как отапливает свой дом.

Пользуется он и электрическим нагревателем. Но включает его редко - дорогое удовольствие.

«Конечно, если бы был газ то вопросов бы не было. Я бы себе батареии спокойно повесил», - мечтательно сказал мужчина.

На зиму закупить дров у него выходит в 25 тыс. рублей.

«Он и газ не дешевый, но и дрова не бесплатные. И газ таскать не надо и колоть. Это нам молодым в забаву даже, а пожилым тяжело», - рассказывает Леонид.

 

 

Радино и Хараблино

 

Съезжаем с трассы в Кобылинке и оказываемся в двух маленьких деревушках. Одна деревня - одна улица. Лишь несколько домов выглядят жилыми.

В Радино по данным старой переписи населения 2010 года проживало всего восемь человек. Сейчас жилыми выглядят лишь два дома.

Анологичная ситуация и в Хораблино. Газа в населенных пунктах нет.

Берёзово

 

Небольшая деревня представляет собой одну улицу, но тут заметнее человеческая активность. В одном из домов нас встретила пенсионерка.

Много лет она работала учителем в Москве, а потом вернулась на родину.

«Газа тут отродясь не было. Справляемся балонами. В Туме заправляют по 1270 за баллон. Месяца на полтора хватает. Нас тут всего три дома живет. Остальные только на лето приезжают», - рассказала женщина.

Ивкино

 

В начале 20-ого века тут проживало около 500 человек. Сейчас официальные данные говорят о 22-х жителях.

На въезде в деревню мы встретили двух женщин.

«Баллоны таскай, баллоны подключай. Об опасности уже не думаешь. У многих печное отопление», - жалуются женщины.

По их словам, деревня «вроде» входит в программу догазификации. Но сроки подключения они не знают.

 

Озерье

 

Тут есть газ. Неожиданно, но в деревне на берегу живописного озера появился газораспределитель. Свежая, пахнущая желтая краска говорит о том, что трубу проложили относительно недавно.

В программу населенный пункт не входит. Жители окрестных деревень нам сообщали, что «кто-то влиятельный» построил в Озерье домик, после чего появились рабочие, которые проложили газ.

К домам газопровод ещё не протянули. Местные жители отапливают дом дровами и газовыми баллонами.

«Уж не знаю, кто тут поселился. Вроде все соседи люди простые. Но газ проложили по всей улице. Да мы не против. Пускай все влиятельные к нам едут. Может, и дорогу сделают», - рассказал нам местный житель, которого мы застали за колкой дров.

Судя по всему, трубу в Озерье протянули из села Бусаево. Там газ есть, как в окрестных Малахово и Спирино.

Пульхово

Следующим населенным пунктом, который мы посетили, стала деревня Пульхово. Согласно официальным данным, её население состовляет три человека.

Здесь мы познакомились с пенсионеркой Тамарой Николаевной. Она родилась в этой деревне и уезжать не планирует. Но из-за холодов вынуждена зимовать в Рязани.

По словам женщины, вопрос с газом местные поднимали с 2014 года. Жители Пульхово и соседнего Артёмово даже собирали подписи.

«Президент же сказал, чтобы газ в каждый дом. Даже если один человек в селе живёт. Ну, мы же тоже люди! Мы граждане Российской Федерации! Почему мы должны без газа жить?», - задается вопросом Тамара Николаевна.

В доме у пенсионерке есть плита на газовом баллоне, но отопление полностью печное. В русской печи она иногда готовит и еду.

«Это мой дом родной. Сын его немного реставрировал. Я тут родилась, училась и жила. Если бы был газ, то я бы осталась. Дрова тоже дорогие. Газ нам нужен», - говорит Тамара Николаевна.

Артёмово

 

Маленькая деревня тоже постепенно вымирает.

«Раньше тут кипела жизнь. Колхоз был, клуб работал, почта», - рассказывает нам местная жительница Татьяна.

Здание почты нас привлекло особенно. На сгнившей избушке красуется новенькая вывеска «Почты России».

Газа в селе нет. Во многом из-за этого деревню покидают местные жители.

«Вот недавно последние уезжали. Я им говорю: оставайтесь! Но они городские все, говорят: «задницу морозить не хочется», - рассказывает пенсионерка.

Петеция местных жителей о подключению к газу осталась без внимания.

«Собирали подписи, в Рязань ездили. Эффекта никакого. Не включают в программу. Говорят не выгодно им», -сообщила Татьяна.

Рядом с Артёмово находится еще одна деревня - Сосы. По словам местных, она мертвая:

«Там никто не прописан. Но вроде пара человек живёт».

На месте мы встретили целую «мертвую улицу». Покосившиеся дома, старые электрические столбы и домовые ямы свидетельсвуют о том, что когда то тут была активная жизнь. Лишь пара новых домов говорит о том, что летом тут бывают дачники.

Гулял по сети как-то старый ролик, снятый Никитой Михалковым. Он там звонил в скорую и говорил: «Померла русская деревня». Иначе и не скажешь. Кто знает, остановилось ли такое «вымирание» если бы в сёлах были условия для жизни.

Такая картина не только в Клепиковском районе. Если углубиться, то счёт таких населенных пунктов пойдет на сотни. Например, значительно ближе к Рязани не газифицированы деревни у села Насурово.

 

«Сейчас в Рязанской области уровень газификации – 96,4%. В регионе действует программа развития газоснабжения и газификации на 2021-2025 годы. Её цель – достичь 100% показателя к 2026 году», - сообщал официальный паблик администрации Рязани в 2021 году. Скоро наступит 2024 год.

«Рязанские новости» направят официальный запрос в правительство Рязанской области и администрацию Клепиковского района, чтобы узнать, планируется ли газификации деревень в ближайшее будущее.