«Человеческий фактор»: разрушенные старинные надгробия и человеческие кости на кладбище в Шацке
© Фото: "Рязанские новости"
Некрополь у церкви Успения Пресвятой Богородицы существует с конца 18 века. На нём хоронили довольно много видных дворян, купцов, почетных граждан и представителей духовенства. И по сей день на городском кладбище номер 1 встречаются надгробия из уже далекого прошлого.
Каменная кладбищенская церковь была построена в 1843 году на деньги местных купцов. Она действовала до 1930-х годов, а ушла в забвение практически до начала 21 века.
Но не столько история привела нас в этот некрополь. В редакцию обратился местный житель и сообщил, что во время посещения кладбища недалеко от могилы родственника видел человеческие останки, а конкретно часть челюсти.
В будний день на кладбище безлюдно. В отдаленном углу рабочие-ритуальщики готовят памятник. Где-то стрекочет газонокосилка.
Немного отойдя от церкви, обнаруживаем груду старинных памятников между могилами. Чуть правее от неё аналогичное безобразие. Именно там и замечаем, что действительно на нас смотрят человеческие останки.
Челюсть с зубами лежит на поверхности, а из земли торчит берцовая кость. Видно, что кости старые. Рядом только одна свежая могила от 2020 года. Вот и думай, то ли это халатность рабочих, а может и вовсе местные некроманты делали черное таинство. Пока больше вопросов, чем ответов.
Возвращаемся к церкви и встречаем настоятеля отца Вячеслава. Он рассказал, что кладбище уже не действует и хоронить на нем нельзя. Но с разрешения администрации можно делать подзахоронение.
«Человеческий фактор он остаётся не постигнутым по сей день. Один свою могилку убирает, а рядом заброшенная. Он немного и с неё мусора уберет. А другой свою уберет, а на заброшенную мусор скинет. Могли копать могилу, а останки зацепить и оставить лежать. Всех предупреждаем, всем рассказываем, что старую память не трогаем. Если старый памятник мешает, отодвиньте его аккуратно. Всех инструктируем. Кто-то подходит, советуется. А кто-то не подходит. Человеческий фактор, - рассказал отец Вячеслав.
Также батюшка рассказал, почему какие-то старинные плиты стоят на месте, а какие-то разбиты и лежат грудами. Упадок кладбища начался при советской власти. Тогда много могил было порушено. В 90-е и начало 2000-х годов захоронения делали хаотично. Администрация тогда особо не следила за кладбищем. И люди поступали каждый по своему усмотрению. Кто-то аккуратно двигал старые памятники, или вовсе оставлял их в покое. А кто-то сносил.
«Приставить к каждой могиле полицейского нельзя, да и пропускную систему сделать не получится. Надеемся на сознательность граждан. Когда человек сам не хочет сделать хорошо – заставить его невозможно», - мудро подметил отец Вячеслав.
А что же с останками, найденными под разбитыми плитами? Вместе с батюшкой мы аккуратно их извлекли и вновь предали земле.
Мы бесконечно ругаем нашу власть и очень часто за дело. Но хочется спросить: разве местная районная власть так относиться к человеческой памяти? Наверное, это тот случай, когда было бы странно искать виновных. Важно помнить, что история - это не только государство, правители и великие свершения. История формируется из судеб наших с вами семей. Из маленьких ячеек она сплетается в огромное полотно, которое мы называем историческим процессом. И хочется, чтобы люди уважительнее относились к исторической памяти. Она не только про великие дела, она в каждой могиле, на каждом памятнике.
Владимир Садофьев