«Возможно, романтично звучит, но то, ради чего я пока живу - это литература»: писатель из Рязани Макс Фетт
© Фото: Максима Холопова
Современная литература - один из невероятных, чарующий и не до конца изведанных периодов, ведь он продолжает развиваться до сих пор и со временем появляются новые уникальные жанровые формы.
Среди нас живёт много талантливых писателей, которые пока лишь начинают свой путь в профессиональный литературный мир. «Рязанские новости» решили пообщаться с молодым автором из Рязани Максимом Холоповым, который творит под псевдонимом Макс Фетт.
- Здравствуй, Максим. Расскажи о себе и своём творчестве.
- Привет. Уже семь лет занимаюсь литературой. Какие-то годы занимался сценарным мастерством, актёрским мастерством, танцами. Я достаточно творческая личность. В творчестве весь я. Увлекался последнее время кинематографом, но для него нужно много времени, сил и желания. Поэтому решил потратить все свободное время на литературу. И на данный момент у меня вышло девять книг, несколько сценариев и пьес.
- Чем сейчас занимаешься?
- Самое главное, чем сейчас занимаюсь - это аудио рассказы. Их тема следующая: я выбираю человека, допустим тебя. Ты называешь жанр, любой. В последствие я беру тебя в качестве главной героини для этого рассказа и придумываю вокруг тебя историю в этом жанре, который ты выбрала и с теми нюансами, которые тебя нравятся. Затем я озвучиваю этот рассказ, накладываю музыку, а ты озвучиваешь свои реплики и получается мини история про тебя.
Я не беру тебя как личность, не описываю, насколько тебя знаю. Потому что ни насколько, так как мы только познакомились. Сейчас вышло восемь рассказов и три ещё наготове. Они о друзьях и поэтому достаточно хорошо передают в целом этих людей. Выходит отлично. Мне нравится. В будущем я хочу в независимости от ситуации в стране погонять по городам по примеру Гайдука или Буковского. Я буду ездить по городам и читать свои рассказы. А потом проводить интерактив со зрителями. Они также будут задавать жанр, тему, а я придумывать историю. В течение времени зрители будут вкидывать рандомные факты, а я их обыгрывать. В Рязани я 100% это буду делать.
- Ты планируешь озвучивать свои большие работы?
- Думал об этом, но в соло озвучивать скучно. Я прослушивал аудиокниги Стивена Кинга, он легко заходит и в чтении, и в аудио. Однако когда у тебя один монотонный голос что-то рассказывает, ты такой: «Ну ладно, час и я ушёл, больше не хочу...». Слушал недавно Данте «Божественную комедию» и там было что-то наподобие аудиоспектакля: много голосов, звуки фоном, и это было потрясающе. Я думаю, если брать большой формат моих романов и историй, то нужно звать других людей с хорошими голосами и навыками озвучивания. Хотя это потребует много времени, возможно, денег. Пока я сосредоточен на мини рассказах. Хочу посмотреть, как пройдёт тур. Если он будет. Потом в будущем, вероятнее всего, да.
- Когда у тебя появилась идея написать первую книгу ?
- Появилась она в 2015 году, а написал я её в 2017 - это был сборник рассказов 3:30. Я подкатывал к девушке, не знал, как произвести на неё впечатление. В три часа ночи мы были в переписке.
И решил рассказать ей историю. А потом, когда перечитал рассказ, на утро подумал: это круто! И сохранил его в «Word». Затем через какое-то время писал маленькие рассказики в «ВКонтакте». Небольшие, супер простые, тупые, но интересные. Потом написал сборник рассказов на тему, что если бы Адам и Ева жили бы вечно и нашли свой смысл жизни в театре. А потом с первого рассказа, который написал для девушки, создал роман «Песочные часы».
- Говорят, что написание первой книги обычно чему-то учит автора. Чему ты научился при создании этой книги?
- Никогда не делиться информацией с теми, кто спрашивает: «о дай почитать...». Никогда этого не делайте, никогда.
- Почему ?
- А потому что они скажут:«вот это, это.... нужно изменить». И ты начинаешь сомневаться в себе. Изначально ты должен законченную работу давать и только после этого что-то менять, а не в процессе. Мне помогла одна подруга. По-моему, её звали Женя Царёва - старшая сестра моей одноклассницы. В первые годы учёбы терроризировал её, скидывая типо: «смотри я переписал одно предложение, теперь нравится?». Потом она накидала очень много фактов, как это воспринимается. Начал анализировать и понял, что да, нужно как-то изменять.
- Почему ты выбрал такой псевдоним?
Люблю Боба Фетта - это персонаж из «Звёздных войн», охотник за головами. Мы придумали мой псевдоним, когда выпустили 3:30 с моим бывшим соавтором по фэнтези вселенной «Орион». Он накидал варианты, и я выбрал Макс Фетт. Круто звучит, мне нравится.
- У тебя есть автобиографические произведения?
На 100% нет. Ну и в целом, если брать мои произведения, в каждом есть кусочек меня. Если автор что-то создаёт, он обязательно вкладывает себя. Если он этого не делает, ему вкладывают деньги. Книга «Голос Музы» 50 на 50 биографическая и вымышленная. Мне хотелось на тот момент написать про себя, я понимал, что бэкграунда у меня не так много. И решил, что мои истории интересные. Если хотите обо мне узнать, не общаясь со мной, почитайте «Голос Музы».
- Ты в детстве хотел стать писателем, может нравилось писать сочинения в школе?
- Единственное, что мне нравилось в школе, это не ходить в неё. Я был очень не грамотен и сейчас у меня сохранилась определённая проблема с этим. Однако в школе всегда было 2/3, тройка за сочинение и два за грамотность. Но у меня было хорошее воображение и я не знал куда его деть. Хорошо врал и придумывал истории. Первое начал писать на первом курсе университета. До этого в школе небольшие комиксы писал. Писать в школе я не хотел и даже не думал об этом.
- Ты пишешь сценарии к сериалам. Что-то снималось?
- Я написал пилотную серию моего сериала «Душа на флешках». Скинул её чувакам московским. Они прочитали, сказали: классное название, тема прикольная, но немного не логично и не верится в это добро, поэтому надо все отредактировать». По идее я должен был отредактировать, но забил и сосредоточился на литературе.
- Как режиссёр себя не пробовал?
- Мы снимали с другом сериал для YouTube. Сняли первую серию, но потом поняли, что это муторно. Поэтому у меня на компьютере есть нарезка старых видео, где мы снимаем сериал.
- У тебя есть печатные книги, которые продают в магазинах?
- Такого, к сожалению, нема. Для того, чтобы их продавали в магазинах, нужно вкладывать свои деньги. Договариваться с магазинами и печатать за свои деньги книги и получать процент с продаж. Я пока к такому не готов. Или пойти в издательство. Я отправлял в издательство первые свои работы, не получал ответов и в какой-то момент забил. Потому что издательский мир очень сложен для неименитых авторов, которые пытаются во что-то оригинальное выбиться.
Не знаю, насколько у меня это оригинально, потому как я не самый сведущий писатель в мире. Но мне кажется, это теория, созданная мной, могу ошибаться: издательство принимает три рода авторов.
Первое. Ты создал что-то супер гениальное, и издатель с первых страниц понимает, что это потрясающе, и предлагает контракт.
Второе. Ты пишешь проходную литературу. Например, боевую фантастику или про попаданцев. Книги, напечатанные на туалетной бумаге, где на обложке нарисована красивая девушка и накаченный вервольф. Съедобная литература, созданная по клише.
Третье. У тебя должна быть своя аудитория, то бишь, ты должен быть самиздатом, которого воспринимают как автора.
Для меня самый близкий вариант - создать аудиторию. Поэтому хочу поездить по городам. И с помощью этой аудитории сказать: ребят, я востребован. Возможно, что-то гениальное создам, но с первой страницы этого не понять. На сколько это правда, не знаю.
- Расскажи о лучшем, что случилось с тобой в литературной карьере, и худшем, что ты испытал на этом пути?
- Лучшее. Если смотреть на награды, то я лауреат Германского международного конкурса для русскоязычных автором «Лучшая книга года» 2019 года. И я выступал несколько раз перед школьниками в Батуринской сельской библиотеке и перед студентами колледжей в Канищево в библиотеке. Мне понравилось перед ними выступать и рассказывать, что такое литература, творчество в целом и как нужно, по-моему мнению, развиваться.
А самое худшее - это те моменты, когда я забываю, что нужно писать. Есть такие моменты, когда две недели провтыкал, а потом очень плохо. Не то чтобы страдаю, просто пусто внутри. И сажусь, начинаю писать. И становится лучше.
- Писательство тебя наполняет?
- Да. Возможно, романтично звучит. Но то, ради чего я пока живу - это литература.
Есть ли какой-то литературный жанр, с которым ты хочешь поэкспериментировать, но все ещё не решаешься?
- Эротическая литература. У меня есть парочка заказов аудио рассказов в этом формате. Мне очень понравилась тема, что Харуки Мураками получил приз за самую скучную сексуальную сцену в литературе. И я такой: «Отлично. Ниже я не упаду никогда». Я люблю Мураками, один из моих любимых авторов. Наверняка есть поджанры, но из основных это пока единственный.
- Как ты думаешь, литература может изменить мышление людей?
- В нашем розовом мире, конечно, да. В реальном мире, к сожалению, нет. По той причине, что мы очень быстро разогнались. Благодаря интернету очень быстрое потребление информации. Много мнений и фактов. Человеку проще воспринять чужое мнение и смешать с другим мнением. И самый лидер мнений будет главенствовать в его голове. И это может измениться за час. Ты пролистал ленту, и у тебя мнение меняется. А литература для оседлых людей. Для современного мира литература не самый подходящий способ для изменения мышления. Она, безусловно, меняет мышление. Если бы я не читал книги, я бы так не мыслил. Но, к сожалению, большинство людей будут меняться по щелчку пальцев.
- Мы сейчас переживаем один из исторических моментов, есть ли у тебя идея написать на эту тему?
Писать не знаю. Последне время стараюсь сублимировать в литературе и не затрагивать эту тему. Во-первых, что дальше непонятно. Очень много информации ото всех источников, от тех, кому доверяю и не доверяю. Однако те, кому не доверяю, говорят: будет так, веришь и СМИ это подтверждает. А те, кому доверяю, говорят другое. Небольшая каша в голове давит, она засыхает и превращается в большой камень, который сложно поднять над собой. У меня много друзей уехало. Не знаю надолго ли, но очень грустно. Я вряд ли буду что-то писать, но это очень жирный кусок информации для создания истории. Можно придумать нечто фэнтезийное на эту тему.
Беседовала Мария Гирис