Рязанские Новости

«Таскают — кто иконостас, кто — крестик, кто — иконку»: как «черные копатели» торгуют рязанскими древностями

icon 28/06/2023
icon 07:08
Главная новость Важная новость
«Таскают — кто иконостас, кто — крестик, кто — иконку»: как «черные копатели» торгуют рязанскими древностями

Автор: Фото: «Рязанские новости»

Фото:  «Рязанские новости»

Если чуть углубиться, то в свободном доступе граждане активно продают различные украшения и предметы быта старины. 15-й, 14-й века и даже домонгольский период. Объем предметов в каждом объявлении говорит о том, что это неслучайные находки со своего огорода. Судя по всему, кто-то целенаправленно раскапывает культурный слой в поисках древностей и наживы.

Объявления о продаже крестиков и монет то появляются, то исчезают. Цены, например, на кресты небольшие – в среднем около 500 рублей за штуку. Суммарно мы отсмотрели около 20 объявлений. Объему находок может позавидовать бывалый археолог. Правда, для науки эти находки, к сожалению, больше не представляют особой ценности из-за варварского поднятия их из культурного слоя.

Часто люди искренне не понимают, что плохого в том, чтобы достать из земли древнюю вещь. Мы решили поговорить со специалистами-археологами, которые доступно объяснили, почему «черное копательство» не только представляет собой явление варварское, но и угрожает человечеству.

По словам опытного археолога, сотрудника Старорязанской археологической экспедиции Александра Артамкина, главная опасность грабительских раскопок – это изъятие вещей из контекста.

«Например, прошёл человек с металлодетектором по городищу и собрал с него кучу крестиков. Может быть даже отметил себе в какой части городища какой крестик собрал. Но, поскольку он не проводил раскопки, он не может зафиксировать, например, из какого слоя эти крестики происходят. Из слоя строительного мусора? Из конструкции, из слоя её бытования? Из засыпки подвальной ямы? Из засыпки могильной ямы? Из пашни? Этого мы не узнаем. А это важно. Ведь если он происходит из строительного мусора, значит, он был потерян именно тогда, когда велась стройка. Также, как и другие вещи из этого слоя. Они синхронны. Если из засыпки могильной ямы то, скорее всего, он попал туда из другой могилы. Ведь кладбище могло бытовать долго. Иногда при закладке новых могил тревожились старые, которые уже визуально не читались на местности. Если повреждалось старое погребение, то отдельные кости и вещи из него могли попасть в новое. А может крестик попал не из старой могилы, а его опять же потерял тот, кто яму копал? Может быть. Для этого нам надо сравнить крестик из слоя могильной ямы и крестик из погребения, которое лежит на дне этой ямы. И вот мы видим, что один из них старше другого примерно на век. Но как мы можем сравнить, если не провели здесь раскопки и не зафиксировали два крестика из одной ямы: один из засыпки, а другой с погребения?», - приводит пример Александр.

В Рязани древностями торгуют несколько человек. На встречу с одним таким предпринимателем мы и отправились. Мужчина разложил краденные вещи на багажнике своей машины. Да, мы настаиваем, что изъятие из земли - это кража истории у своего народа. Завязался следующий разговор:

-11-й век, да, - подтверждает продавец.

-А вы их сами находите?

-Приносят, - отвечает мужчина. Возможно, он лукавит. Мы видели, что ранее он же продавал на Авито металлоискатель.

-А вот это колечко по чем? Хотя большое оно, подруге не налезет наверное...

-Да это мужское. Хотя как мужское, размер мужской. Тогда может и бабы больше были.

-Но это все рязанское?

-Да.

-А вот это от арбалета наконечник?

-Да нет, это с лука. Я не знаю были ли арбалеты. В Византии может были.

-На фотографиях вроде побольше предметов было...

-Конечно. Так раскупают.

Для перекупщика мужчина оказался весьма подкованным. Но кто знает, ничто не мешает ему и перекупать, и самому грабить культурный слой. Как предположил археолог, который был с нами на встрече, скорей всего, копатель набрёл на селище и, как крот, его перерыл в поисках ценностей. Кстати, вопрос: а кто же все это покупает? Археологи говорят, что в основном такие вещи оседают в частных коллекциях, а некоторые, например, крестики, могут вывозиться за рубеж. Об этом еще Высоцкий пел:

«Таскают — кто иконостас,

Кто — крестик, кто — иконку, —

Так веру в Господа от нас

Увозят потихоньку».

Есть расхожее заблуждение, что черное копательство может помочь сохранить предметы, до которых археологи могли бы и не добраться. Это утверждение ложное.

«Один из самых частых аргументов тех, кто защищает грабительские раскопки, звучит следующим образом: пока археологи туда доберутся, там всё сгниёт, а мы спасаем предметы. Так вот, добрались. Может вы какие-то предметы и спасли, но информацию уничтожили. А это важнее. Даже если мы приходим на непотревоженный памятник,где не осталось почти никаких вещей, мы всё равно собираем о нём информацию. А вот с порушенными слоями это невозможно. Какой толк с сохранённого предмета, если при его изъятии безвозвратно исчезает часть информации о прошлом? Да и уверены ли вы, что у вас он будет надёжнее сохранен, а не потеряется лет через 100, когда вы уже не сможете за ним приглядывать?», - говорит археолог Артамкин.

Но явление черных копателей не только аморально, оно еще и незаконно. Для уточнения этого вопроса мы обратились в УМВД по Рязанской области. Нам пояснили, что согласно примечанию к статье 243.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, под культурным слоем понимают слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы. Таким образом, если лицо извлекло нательные украшения и предметы быта 11-13 веков без разрешения из культурного слоя, то его действия подпадают под статью 243.2 Уголовного кодекса РФ.

«Сотрудниками Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рязанской области в соответствии с действующим законодательством организованы меры по обеспечению сохранности всех известных в регионе мест залегания археологических предметов», - сообщили в ведомстве в ответ на запрос «РН».

Главная проблема - это то, что не всегда археологический памятник известен. Этим и пользуются черные копатели. Археологи каждый год проводят разведки, изучают новые места. Проводят охранные раскопки на местах будущих строек. Но важно понимать, что работа ученного - это долгий процесс: составление карт, зарисовка слоя, составление чертежей, детальное изучение находок. В то же время варвары с металлоискателями могут раскурочить археологический объект за день и пойти искать новую жертву.

«Вторая очень важная, но, к счастью, более редкая проблема. Иногда грабительские раскопки проводятся не маленькими ямками, а заметными площадями. Например, на одном из памятников, где мне доводилось работать несколько лет назад, примерно треть поверхности была нарушена многочисленными ямами. Там даже старые ямы закапывали обратно, чтобы на месте отвалов от них выкопать новые. Верхние слои в этой части городища были очень сильно повреждены. Почти никакой структуры слоёв на этих участках не сохранилось, никаких конструкций. Раскопки показали, что этими ямами были разрушены слои городища после XIV века.  Эта информация утеряна навсегда», - рассказал нам Александр Артамкин и показал фото последствий грабительских раскопок.

 

Таким образом, можно говорить, что на наших глазах люди совершают преступление. Разграбление культурного слоя - это не просто кража ценных предметов, это кража истории у будущих поколений. Если вам очень хочется посмотреть на предметы старины, то лучше отправиться в музей. А уж если руки чешутся покапать - то всегда можно записаться в археологическую экспедицию и не только провести время приятно, но и послужить науке.

 

Владимир Садофьев