Рязанские Новости

«Смерть Христа на Кресте и Его Воскресение имеют всемирное значение!»: большое пасхальное интервью с митрополитом Марком

icon 24/04/2022
icon 07:00
Главная новость
«Смерть Христа на Кресте и Его Воскресение имеют всемирное значение!»: большое пасхальное интервью с митрополитом Марком

Автор: Фото сайта ryazeparh.ru

Фото сайта ryazeparh.ru

24 апреля православные христиане будут отмечать праздников праздник и торжество торжеств - Пасху. Она является древнейшим и самым важным христианским праздником. В преддверии Пасхи корреспондент «Рязанских новостей» пообщался с митрополитом Рязанским и Михайловским Марком и узнал, как нужно праздновать главный христианский праздник. Владыка рассказал, что являет собой Пасха, как надо готовиться к празднику и встречать его.

- Почему Пасха является самым важным христианским праздником? Что Пасха символизирует для христианина?

- В Православной Церкви существует своя иерархия праздников. Особо выделяют 12 великих праздников: Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение, Вербное воскресение, Вознесение, Троица, Преображение, Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Рождество Пресвятой Богородицы и Введение во Храм.

Как видите, Праздник Пасхи в их число не входит. Празднование этого величайшего события в истории человечества стоит особняком. На церковном языке Пасха именуется Праздником Праздников. То есть самым главным христианским праздником.

Следует отметить, что пасхальные богослужения существенно отличаются от богослужений других праздничных дней. Чтение молитв отступает на время и остаётся только радостное, торжественное, ликующее пение! И так продолжается всю Светлую седмицу, то есть неделю, которая следует за Пасхой.

Пасха отмечается дольше всех церковных праздников - целых 40 дней!

Почему же праздник Пасхи является для нас столь важным?!

На протяжении всей истории человечества главной проблемой остаётся вопрос конечности нашего земного пути. Перед лицом смерти мы все равны: и злые и добрые, и богатые и бедные, и образованные и необразованные, и знаменитые и безвестные… Все мы живём, по церковному выражению, «в тени смерти». И это не просто угроза. Это неизбежность.

При этом Церковь учит, что человек был сотворён бессмертным. Однако через преступление первого человека - Адама, который нарушил закон, данный Богом, - грех вошёл в этот мир. И, как следствие греха, явилась смерть. Все земное подверглось тлению, и двери рая затворились перед повреждённым человеческим естеством.

Христос стал новым Адамом. То есть новым Человеком, с нашим человеческим телом, с нашим человеческим естеством.

Своими страданиями и Смертью на Кресте Христос искупил грехи всего человечества. Своим Воскресением из мёртвых Он победил смерть. То есть вырвал из её когтей преданное ей однажды наше естество. И преодолев этот «закон природы», Он воскрес в новом преображённом Теле, так что Церковь называет его Первенцем из мёртвых.

Смерть Христа на Кресте и Его Воскресение имеют всемирное значение! Церковь учит, что по окончании нашей земной истории все люди по образу Христа воскреснут. Одни для радости со Христом, другие - для мучений.

Поэтому праздник Пасхи - это преодоление главного ужасного и неотступного врага человеческого бытия - смерти. Это история спасения всего мира и обещание жизни вечной для всего человечества!

- Считается, что Пасха возникла из иудейского праздника Песах (иудейская Пасха). Почему христианский праздник берёт начало от иудейского праздника. Что у этих праздников общего и в чём их различия?

- Христиане в праздник Пасхи отмечают Воскресение Христово - центральное событие Новозаветной истории. Евреи празднуют свою Пасху в память о Ветхозаветном событии, важнейшем в истории еврейского народа, - выходе из Египетского плена.

Церковь учит, что были два этапа Божественного Откровения: Ветхий Завет и Новый Завет. Если сейчас, в эпоху Нового Завета, носителем Божественного откровения является Церковь Христова, то во времена Ветхого Завета таким носителем Божественного откровения, участником союза Бога и человека был еврейский народ. Потому его судьба играла столь значительную роль в деле нашего спасения.

В Египте евреи оказались неслучайно. Их привёл туда голод, который обрушился на родной край - Палестину. Причём голод угрожал и самому Египту. Но эту страну спас сын еврейского народа Иосиф, который мудрыми советами научил фараона, как избежать угрозы. Пока Иосиф был жив, евреи жили вполне скромно, в определённом, выделенном для них месте, и никто против них не восставал. Однако после смерти Иосифа еврейский народ значительно умножился, стал постепенно заселять египетские земли и переходить из ранга гостей в ранг врагов и рабов.

По разным данным, рабство продолжалось от 200 до 400 лет. Интересно то обстоятельство, что, несмотря на ненависть египтян к евреям, фараон не торопился отпускать их, так как это была основная рабочая сила.

Но вот однажды Бог повелел знаменитому пророку Моисею вывести еврейский народ из Египта. Моисей пришёл с этим сообщением к фараону, а тот, как известно, не захотел ничего слушать. Тогда на землю египетскую обрушиваются страшные бедствия. Самым последним и самым ужасным десятым наказанием стала смерть первенцев, то есть младенцев мужского пола. И это касалось не только людей, но даже скота.

Чтобы эта казнь не коснулась евреев, Бог повелевает «своему народу» помазать косяки дверей кровью агнцев (молодых барашков). Евреи исполняют наказ, и Ангел смерти проходит мимо их домов, не причиняя вреда еврейским первенцам.

После 10-й казни фараон, наконец, отпускает евреев, и целый народ обретает долгожданную свободу. Именно это событие отмечают евреи в свой праздник Пасхи. Кстати, еврейское слово Пасха - «Песах» - дословно переводится как «прошёл мимо».

Итак, еврейская Пасха - это, если можно так выразиться, «локальный» праздник, то есть праздник в честь освобождения еврейского народа от земного рабства.

Христианская Пасха - праздник всемирный. Это праздник освобождения всего человечества от рабства греха и смерти.

- Как нужно праздновать Пасху?

- Главный праздник Церкви следует отмечать, конечно, в храме, участвуя в богослужении.

В наши дни в России все большее число людей готовят к этому Светлому дню традиционное угощение: куличи, пасху, крашеные яйца. Многие спешат в храм, чтобы освятить предстоящую трапезу. Этот благочестивый обычай, как и освящение воды на Крещение, особо привлекает людей в храмы.

«Более продвинутые» в деле спасения приходят в храм и на крестный ход.

Конечно, самое правильное празднование Светлого Христова Воскресения - это принять участие в Пасхальном богослужении и причаститься в этот день Святых Христовых Таин. Если сложно стоять ночную службу, к примеру, пожилым или больным людям, или многодетным, то можно прийти в храм утром.

При этом радость праздника не будет полной, если в течение поста христианин старательно к нему не готовился. А именно: постился, молился, воздерживался от нескромных речей и мыслей, от развлечений для ума и сердца.

А чтобы прочувствовать атмосферу праздника ещё полнее, следует пребывать в храме не только в Пасхальную ночь, но и на Пасхальной седмице. Эти радостные богослужения вооружат Вас духовным зарядом на целый год!

- Владыка, Вы призывали отказаться от развлечений на время Великого поста, но отметили, что отказ от развлечений не означает отказа от радости. Для чего нужен отказ от развлечений? Как их избегать в современном мире?

- Традиционно на протяжении всего Великого поста христиане отказываются от развлечений. До Революции на этот период закрывались театры и цирки, отменялись балы и концерты, поскольку все это не соответствовало духу Великого поста. Времени покаяния, физического и духовного подвига, погружения в себя, исправления своего сознания и своей жизни.

Изменить, просветить, освятить свою душу мы можем только с помощью сугубой молитвы. А для этого необходимо максимальное сосредоточение, которое, конечно, невозможно при расслаблении телесном и душевном. Бутерброды с колбасой и телевизор не способствуют молитвенному настрою, как и походы в кино или на танцы.

Можно, конечно, внешне избегать развлечений, но проводить свободные от работы часы в пустоте, в праздности, в осуждении. Это, конечно, тоже никуда не годится. Поэтому ключевыми понятиями этих святых дней для нас становятся воздержание и молитва.

Однако это не означает, что мы, христиане, призваны посыпать голову пеплом, разодрать на себе одежды, не выходить из дома или бродить в лохмотьях по улицам с постными хмурыми лицами. Сам Христос, обличая древних фарисеев, учил так: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Матф.6:17–18).

Пост именуется духовной весной! Это удивительная пора, когда наша душа стремится освободиться от гнета тела, восстановить внутреннюю гармонию, о которой мы часто забываем, подчиняясь диктату плоти. И это состояние обновления рождает в наших душах радость.

Человек молится, постится, и Бог открывает себя человеку и даёт ему в замен телесных радостей радости духа.

И, конечно, вершина этой радости - сама Пасха.

- По Вашему мнению, как с течением времени у людей меняется отношение к празднику Пасхи? У людей вера ослабевает или крепнет? В настоящее время верующих стало больше или меньше?

- Верующих людей становится, конечно, больше. Очень многие начинают ходить в храм. Хотя бы для того, чтобы поставить свечки и подать записки. Ситуация с пандемией несколько нарушила ход вещей, но у нас, слава Богу, есть теперь и видеотрансляции богослужений, и записки можно подавать через сайты, и наши священники всегда готовы прийти к людям домой или в больницу, чтобы исповедовать и причастить.

На Пасху, как я уже говорил, люди толпами стекаются в храмы, чтобы освятить куличи и яйца. Участвуют в крестных ходах. В этот день сердца людей, даже помимо их воли, ощущают великую радость и открываются навстречу Богу.

В советское время, когда храмы были закрыты, люди тоже отмечали Пасху. Они шли на кладбище, к своим родным и тем самым исповедовали свою веру в бессмертие.

И сегодня, в наше тревожное время, люди стремятся в храм за духовной поддержкой. Потому что только Бог может вновь спасти наш дом, нашу Родину, наш православный мир!

Эта истина была открыта Императору Александру Первому, когда в Россию вторглась объединённая армия всей Европы во главе с Наполеоном. Русский царь впервые для себя открыл Евангелие. Открыл в самом глубоком, духовном смысле этого слова. И пережил настоящее обретение веры: от полного упадка духа до веры во Христа как Спасителя не только всего человечества, но Спасителя России!

«Я пожирал Библию, находя, что ее слова вливают новый, никогда не испытанный мир в мое сердце и удовлетворяют жажду моей души. Господь по своей благости даровал мне своим духом разуметь то, что я читал», - говорил позднее Император Всероссийский.

- Владыка, что Вы пожелаете православным христианам на Пасху?

- В преддверии праздника Пасхи хотелось был пожелать всем рязанцам обретения живой веры во Христа как Спасителя всего человечества и как Спасителя нашей Родины от всех бед и невзгод. Сердечно желаю, чтобы свет этой веры сохранялся в наших сердцах. И пусть вера наша определяет поступки всей нашей жизни!

Только пройдя путь Александра Первого, можно надеяться на изменение нашей жизни к лучшему!

                                                                                                                                                                                      Беседовал Руслан Яралиев.