«Имидж крупного военачальника сыграл свою роль»: интервью с экс-губернатором Рязанской области Георгием Шпаком

icon 01/04/2022
icon 18:00

В редакции «Рязанских новостей» побывал известный гость, имя которого знакомо всем рязанцам – это экс-губернатор Рязанской области, генерал-полковник запаса и экс-командующий ВДВ Георгий Иванович Шпак. Разговор получился достаточно долгим и интересным. Мы поговорили о политике, экономике, культуре и многом-многом другом.
 
- В Рязанской области не так давно открылся Центр импортозамещения. Думаю, эта практика есть и в других российских регионах. Как вы считаете, Рязанская область и наша страна  в целом способны заменить своими силами все необходимые и привычные нам товары из-за границы?
 
- Вопрос очень сложный. Об этом говорят и говорили давно. Но так устроен мир, что на много дешевле и быстрее  покупать и договариваться с соседями, чтобы не производить и не было лишних затрат внутри страны. Но, к великому сожалению, вот этот гегемонизм Америки очень здорово влияет на развитие мира.
Ситуация очень тяжелая. Естественно, экономический спад будет и  впереди определенные трудности , но я надеюсь, что те запасы продовольствия и всего необходимого, что накоплено за предыдущие годы (имею ввиду государственные запасы) позволят стране выстоять, выдержать, чтобы не допустить резкого спада. И, думаю, кое-что будет проделано и по импортозамещению. Но еще раз повторяю: все же у нас очень много союзников. Это Китай, это Индия, это страны арабского Востока, это большинство в Африке. Если судить по количеству населения, то две трети населения являются нашими союзниками. Две трети – это очень много! То есть в любом случае из этой тяжелейшей ситуации Россия выйдет победителем!

- Как вы думаете, играет ли роль то, что тогда СССР существовал все-таки в условиях командной экономики, а сейчас рыночная?

 
- Это, наверное, одно из таких отрицательных качеств плановой экономики, которое не успевало за потребностями людей. И я помню великолепно, когда время от времени появлялись различного рода дефициты. И пока эта махина развернется в другую сторону, естественно, проходит время. И вот таким образом создавались дефициты. Хотя возможности нашей промышленности, особенно легкой промышленности, были очень велики. Мы ведь поставляли продукты и товары на весь мир. По существу мы кормили, обували и одевали всю Африку, всю Азию. В последние годы СССР у нас особого дефицита не было. Когда начали появляться различного рода фирмы, фирмочки, которые поставляли нам различного радо ширпотреб из-за границы.

- Как вы считаете, сможет ли современная молодежь отказать от многих «благ цивилизации» и принять это спокойно? Если говорить об СССР, то в этом плане людям, наверное, было легче. Они не пользовались айфонами, не ели в Макдоналдсе. Наша же молодежь уже все это вкусила и рискует без этого остаться.
 
- Я думаю, что те традиции, которые еще заложены нашими предками о развитии патриотического духа и, в том числе среди молодежи особенно, остались как и прежде. Беседуя сегодня с курсантами десантного Рязанского училища, мне было очень приятно сознавать, что тот дух патриотизма, борьба за честь родины - это не пустые слова. Это говорит о том, что не взирая на вот этот ширпотреб, на Дом-2, на развал морального стержня за границей, он не очень влияет на воспитание молодежи в России. Молодежь, конечно, не вся (часть склонна жить по-западному), но я скажу, что львиная доля любит свою родину. Патриотизм на должном уровне и многие из наших молодых ребят сегодня лучшие и в IT, и в компьютерах, и в изобретениях. Это говорит о том, что основа, которая закладывается в школе и институте, она правильная.

- Вы работали губернатором Рязанской области в начале нулевых. Как вы считаете, какие сейчас есть сложности у нынешнего губернатора по сравнению с условиями работы тогда, а какие преференции?
 
- Я не могу сказать, что и мне легко работалось. Были колоссальные трудности в экономическом развитии и в получении работы многими людьми, и в обеспечении всем необходимым. Особенно в дорожном строительстве. Очень много было проблем. Сегодня их не меньше.

Во-первых, возрастает спрос населения. Во-вторых, возрастает требование к качеству производимой продукции. Это накладывает определенные трудности на работу нынешней администрации. Но ковид показал, что Рязань с трудностями справилась. Все думали, что наша экономика не очень развита, что вот этот ковид поставит Рязань на колени. Ничего подобного. Я внимательно наблюдаю. Трудности были, есть и будут, но с достоинством администрация области вышла из этой тяжелейшей ситуации. Как будут развиваться дальше события – жизнь покажет.

 

- Давайте немного окунемся в то время, когда губернатор еще не назначали, а выбирали. Тогда вы шли практически «ноздря в ноздрю» со своим оппонентом Морозовым и победили. По вашему мнению, почему рязанцы все же отдали предпочтение вам?
 

- А что мне самому себя хвалить? (смеется (прим.ред.) Да есть много и объективных и субъективных предпосылок к этому. Но где-то я проигрывал, где-то обходил его. Наверное, все же, имидж крупного военачальника сыграл свою роль. Если действительно посмотреть критически на выборы, то я бы тоже выбрал такого как я. Ни от того, что я золотой в серебряной оправе. Нет. Я ведь прошел очень хорошую школу, управленческую школу. Например, командовал общевойсковой армией в Карелии, где две трети армии за полярным кругом, где 101 котельная, 22 госпиталя, 16 больниц, сотни школ и все это надо было обеспечить. Вот этот опыт мне, конечно, оказал колоссальную помощь.


Я когда проводил совещание по подготовке к зиме, то я задавал вопросы, на которые не мог ответить даже высокий специалист. Я спрашиваю: «А в каком состоянии сегодня котельная? Сколько резервных двигателей на каждую котельную?». «Какие резервные двигатели? Зачем они нужны?». А если двигатель, который качает воду остановится? Все… Ну и так далее. Для многих даже специалистов это было темное царство. А я в этом деле очень хорошо разбирался.
 
Все равно я критиковал кадровую политику отдельных начальников, которые, выбирая молодежь на вышестоящую должность, во главе угла ставили хорошо поставленный голос, внешний вид, молодость и умение ответить на любой вопрос. А ведь это не самое главное… Это 1% из 100. 99% - это управленческий опыт. Уметь найти лучшее из того, что у тебя есть, подобрать кадры, уметь одному подать сахарок, а другому пряник, а третьему палочкой пригрозить. Это очень тонкая работа! И когда сегодня назначают молодых, симпатичных, очень высокоразвитых молодых ребят губернаторами, честно говоря, меня такой подход настораживает. Откровенно говорю. Не может молодой человек, не имеющий опыта, руководить минигосударством! Потому что область это минигосударство. Тут и экономика, тут и финансы, тут и учеба, и образование, и здравоохранение – всё, что есть в государстве, то есть в области. Понимаете? А многие это недооценивают. Например, если в Высшей школе экономики он великолепно ответил на вопросы, то уже становится кандидатом №1 в губернаторы Рязанской области. Я считаю это высочайшая глупость. Я всегда приводил в пример кадровую политику коммунистов. Как только человек достигал определенного должностного уровня, его заносили в специальные списки. И прослеживали каждый его шаг. Я говорю и это результат. Кто видел в Советском союзе алкоголика, взяточника секретаря райкома партии или секретаря обкома партии. Да не было таких! Не было! Можете себе представить?! Это не по тому, что я так хочу. Сегодня, как только стал у власти первым делом набивает себе карман. Это что за фокусы? Потому что подход к этой должности, откровенно говоря спустя рукава.
 
– Рязанцы вспоминают, что, будучи губернатором, вы с особым трепетом относились к культуре и искусству. А также часто посещали музыкальный театр. Это правда?
 
- Это была моя слабость. В тяжелейшие времена экономической разрухи мы открыли картинную галерею Иванова - народного художника России. В тяжелейшие времена мы открыли музыкальный театр. Я первое, что сделал отремонтировал театр Есенина капитально. Потом накопили средства и впервые после создания драм театра сделали там капитальный ремонт. Я лично наблюдал за качеством артистов, я посещал практически все премьеры.
 

Как сегодня можно без культуры? Это же фундамент, основа жизнедеятельности человека. Сегодня две вещи, которые меня удивляют, наблюдая за жизнью Запада - это отсутствие требовательности к себе в области любви к культуре и моральная деградация общества. Начнем с культуры. Что сегодня сделали западные страны во главе с Америкой? Они запретили русскую культуру. Вы можете себе представить?! Как сегодня человечество может жить без Толстого, без Тургенева, без Блока? Как сегодня человечество может прожить без картин Брюллова, Айвазовского, Иванова! Явление Христа народу – это уникальная картина! Как можно сегодня представить развитие мира без нашего балета? Можно об этом долго говорить, но я скажу, что вот здесь они капитально проиграли и проиграют. Или моральная деградация западного общества – это просто дикость и варварство. Как можно разрешить править государствами, учреждениями людям, которые к этому не склонны, которые явно … (подбирает слова прим.ред.) у которых отклонение психики. Голубые, розовые и зеленые сегодня правят государствами Запада! К этому можно добавить и засилье женщин в должностях, которые они не могут потянуть. Вы женщины уж меня извините, но вы сами видите, что это действительно так.

 
Вот пример – премьер-министр иностранных дел Англии. Это же человек второй после руководителя государства. Она ставит международную политику. Появляется в Эстонии, одевают меховые штаны мужские, садиться на танк-леопард  и катается вдоль русской границы показать, какая она мощная. Ну, все, чем она нас напугала, это оборками своего нижнего белья. Они были очень плохие. Вот и все.
 
Или предпочтение к руководящим должностям лиц, которые с нетрадиционной сексуальной ориентации. Уже начали говорить, наверное, о разрешении педофилии!  Это  что такое? 20 лет тому назад я был в гостях у Ванги. Мы долго с ней беседовали. Мне запомнилось два момента. Она сказала: «Сынок, проживешь 98 лет». И еще, что матери всего мира повезут своих детей через много лет в Россию, спасая их от скверны. Точно! Это все происходит сегодня. Нормальная мать, спасая своего ребёнка, естественно, повезёт его в Россию, где православие, где духовные законы и качество жизни. Вот маленькая картина, которую я нарисовал вам по поводу развития западного мира.
 
- Именно тогда в общественную плоскость вышел скандал с художественным руководителем музыкального театра Атавиной. В СМИ писали, что Контрольно-счетная палата выявила нецелевое расходование средств. Речь шла более чем о 10 млн рублей. Что тогда произошло?
 
- Откровенно говоря, подробности этой скандальной истории я не помню. Но, по крайней мере, Атавина очень хорошо справлялась со своей должностью. Она по существу с нуля сделала театр музыкальный с хорошим качеством и уровнем этого театра. Она подобрала артистов. Не исключено, что какие-то у нее там были финансовые нарушения. Не знаю… Я, честно говоря, не помню… Но до сих пор у меня о ней осталось очень приятное впечатление как о великом мастере! У нее великолепный тенор – меццо-сопрано! Вообще… Она когда пела, мурашки по коже… Ну и она хороший организатор. Кстати, вспоминая эти времена, должен заметить, что ей очень здорово помогала ее мать. Чувствовалась такая школа хорошая организаторская и вот она ей тоже помогала держать в руках вот это детище, которое мы с ней вдвоем сделали.
 
- Георгий Иванович, именно при вас был установлен памятник Георгию Победоносцу. И вас тоже зовут Георгий. Это как-то связано?
 

- Нет, это история абсолютно другая. Когда въезжаешь в Рязань, то место, где стоит сегодня памятник, там было небольшое озерцо и плавали утки. И это при въезде в старинный русский город. Я привез скульптура и сказал: «Давай здесь что-нибудь поставим». Он сказал: «Я подумаю». И он мне предложил! Он! Я не предлагал ничего. Он мне предложил Георгия Победоносца и показал эскиз. Я посмотрел, мне очень понравилось. И вот так мы дали добро. И за 20 дней до своей смерти он привез плиты, которые вокруг выложили памятника. Это его памятник, его подарок городу Рязани. Все остальные домыслы, что это я себе, что я повернул голову на Москву как бы наступая… Это дикости! И, конечно, необразованность людей некоторых.


 - Давайте снова немного окунемся в период выборов, ведь там был целый скандал. В один из дней предвыборные баннеры с вашим портретом были изрисованы краской с надписями «Убирайся к сыну». Тогда в этой ситуации обвинили Морозова. Но, по словам некоторых жителей, это было сделано вашими людьми, чтобы окончательно оттеснить Морозова. Кто здесь прав, а кто виноват?
 

- Да, я помню эту некрасивую историю. Но скажу, положа руку на сердце, вот даю вам слово генерала, к этой грязной истории ни я, ни моя команда руку не приложила. Я никогда бы не позволил назвать имя своего сына в качестве выхода к должности. Никогда! Тут снимается с повестки сразу! Не может такого быть! Понимаете или нет? 27 лет прошло с гибели сына и мы с женой едем на день гибели его. Дважды в год мы посещаем его могилу! И безумно скорбим о гибели этого мальчика! И еще эти нехорошие люди говорят пакости, что я использовал его имя. Да ну, вы что!

 
- Рязанцы до сих пор вспоминают вас как человека при котором устанавливали памятники и сделали аллею на Московской, где любят гулять мамочки с детьми. А как теплые воспоминания есть у вас связанные с Рязанью?
 
- Я очень тосковал, честно скажу. По натуре я человек деятельный и сразу окунуться в бездеятельность – это было мне трудно. И хотя я исполнял обязанности помощника руководителя администрации в течение трех лет, но эта должность канцелярская, она была не по мне.
 

У меня было огромное количество идей, которые я нисколько не сомневаюсь все бы притворил в жизнь. Но силы зла оказались сильнее. Вот одна из идей – построить центр города Рязани на берегу Оки. И заливные лугу справа и слева как едешь в Солотчу – сделать огромные парки, скверы, жилые дома. И сделать супер город! Супер! Тут старинный, а там супер новое! Это все абсолютно реально. Земля там очень дорогая. Любые раскупили бы и продали бы и окупалось бы моментально. И на эти цели я просчитал, надо было четыре года. Но, к сожалению…

 
- Вы говорите, что были и силы, и желание, так почему тогда не остались на этой должности?
 
- Государственная тайна.
 
 
Беседовала Дарья Буренкова