«По городу тогда стреляли и люди разорванные валялись»: откровенные истории беженцев из Донбасса (18+)
Корреспондент «Рязанских новостей» встретилась с беженцами из Донбасса. Разговор получился искренним, проникновенным, порой щемящим до боли. Беседовали о том, что они пережили в Луганске, кого потеряли и как их приняла Рязань.
Конечная - «Рязань-2»
Елена Аносова эвакуировалась из Луганска 22 февраля 2022 года. Вместе с ней в Рязань приехали 13-летний сын Саша, папа и мама - Лилия Михайловна и Александр Иосифович Ревуновы.
Оглушительные взрывы, потеря близких и постоянный страх - всё для этой семьи уже в прошлом. Сегодня они живут в гостинице Рязанского института развития образования.
Елена вспоминает, как только на Донбассе объявили эвакуацию, они собрались не раздумывая:
«Об эвакуации сообщили по телевизору. Я узнала, что организуют специальные поезда... И на следующий день мы уехали».
Из Луганска семья Аносовых-Ревуновых выехала в Ростовскую область. Там пересели на поезд в направлении на Рязань. На конечной станции встречали волонтеры, медики, спасатели.
«Нас волонтеры чуть ли не на руки подхватили. А когда приехали в гостиницу, тут так уютно, комфортно. Мы аж ахнули, словно в сказку попали», - улыбается Елена.
Сегодня здесь семью Аносовых-Ревуновых обеспечивают продуктами, средствами гигиены, одеждой. Свои вещи собирать во время эвакуации было некогда. Всё происходило в спешке.
«Взяли самое необходимое. То, в чем приехали, и документы», - сообщают женщины. Собственная одежда - только зимняя. Зато весеннюю им приобрели уже в Рязани.
Сашу - сынишку Елены, обеспечили всеми учебными принадлежностями. Приходят учителя, объясняют школьные предметы. Учебный процесс для мальчика продолжается без перерыва.
«А ведь мы были - не разлей вода»
Когда прозвучал вопрос, что стало последней каплей покинуть родину, лицо Елены стало серьезным. Но молодая женщина собралась с силами. Призналась, что за продолжительное военное время, начиная с 2014 года, уже научилась различать звуки выстрелов, летящих снарядов, грохот тяжелой техники.
«Страшно было. По городу тогда стреляли и люди разорванные валялись».
Продолжает мама Елены - Лилия Михайловна:
«Все эти восемь лет постоянно жили в страхе. Не могли заснуть. И этот страх ничем нельзя победить. Это была жуть. Бомбоубежище было далековато. В подвале сидели часов шесть».
Непроходящей болью даются воспоминания о погибших родственниках на Донбассе. Их невзможно вычеркнуть из памяти. Слезы наворачиваются сами собой.
«Муж моей родной сестры, - говорит Лилия Михайловна, - пошел купаться в душ. В соседский дом попал снаряд, пробило крышу. Ему оторвало руку. Разорвало печёнку и селезенку. Он от кровопотери погиб».
Особенно тяжело вспоминать о куме - Галине. Лилия Михайловна для её детей является крестной мамой. Галочка была и кумой, и сестрой, и подругой одновременно.
В тот день женщина ждала автобус на остановке «Донбасс». Неожиданно и точечно прилетел осколочный снаряд. От остановки остались лишь обугленные руины. Галю убило на месте.
«Полдня там она лежала на улице. Потому что был интенсивный обстрел и нельзя было забрать. А узнали куму по паспорту. Все выгорело, а инициалы в паспорте остались... Сейчас только ходим на могилку. А ведь мы были - не разлей вода», - со слезами на глазах рассказывает Лилия Михайловна.
«Своих не бросают»
О признании суверенитета Луганской и Донецкой республик семья Аносовых-Ревуновых узнала в поезде по дороге на Рязань. За окнами озарялись ликующие салюты.
«Мы ехали в поезде. Это было 22-го числа. Узнали, что нас признали. Мы так обрадовались. Мы этого ждали. Потому что по-другому никак!» - с искренней радостью вспоминают женщины.
На фото: Лилия Ревунова
Несмотря ни на что собеседницы сохараняют оптимизм и нескончаемое жизнелюбие, веря, что все обязательно будет хорошо.
«Я родилась в Донецке, потом переехала в Луганск. Я всю жизнь считала себя русской. Я и в паспорте - русская. Никогда у меня никакой ненависти не было», - говорит Елена.
На фото: Елена Аносова
На вопрос, понравилась ли Рязань и в каких местах уже побывали, собеседницы рассказывают с восхищением и улыбкой на лице:
«Нам здесь столько экскурсий организуют. Вот в цирк скоро идём. В Константиново были, в художественном музее, на концерте Родиона Газманова и Ирины Дубцовой. Сидели на пятом ряду, и всё - в живую. Очень положительные эмоции... Низкий поклон всем. Россия не бросила. Своих не бросают».
Елена Морева