Рязанские Новости

Роман Ражев и Игорь Сарычев - история о двух героях Второй Чеченской войны

icon 23/02/2022
icon 10:00

©

У героев данной статьи, Романа Ражева и Игоря Сарычева, несмотря на то, что они были разными по характеру, много общего: они родились в одно время, жили в одном городе - Кораблино Рязанской области и учились в одной школе. Одинаково рано прервались и их жизни во время Второй чеченской войны - Роман Ражев, кавалер ордена Мужества (посмертно), погиб в 2000 году в битве за село Комсомольское в Чечне, а Игорь Сарычев, Герой России (посмертно) - в 1999 году во время вторжения в Дагестан чеченских сепаратистов.

Роман Ражев:

Роман Ражев родился 6 июня 1977 года. В 1984 году пошёл в первый класс. Как рассказывает его отец Александр Андреевич, Роман ничем от других ребят не отличался. В школьные годы он и баловался и мог быть заводилой среди ребят.

Несмотря на то, что в школе Роман не был примерным учеником, бездарным человеком он не был - сам научился чинить радиоприёмники и магнитофоны.

«Я спрашивал его: «Ром, как ты так ремонтируешь?». Он отвечал: «Не знаю, выходит - и всё», - рассказал отец Романа.

В 1992 году, после окончания восьми классов, поступил в кораблинское профтехучилище, которое закончил по специальности водителя-автокрановщика.

В июне 1995-го был призван в армию, служил в 16 отдельной бригаде спецназа в Чучково.

«У него были хорошие отзывы от командиров и сослуживцев. Командование отпускало его в отпуск на 2-3 дня», - сообщил Александр Андреевич Ражев.

  Работа, которую за 1,5 недели до смерти Романа Ражева написал его племянник.

Демобилизовался из армии Роман в мае 1997 года, переехал из Кораблино в Тамбов к тёте, устроился на завод, где работал водителем.

Осенью того же года Роман женился, а в 1999 году у него родился сын Алексей.

После взрывов жилых домов, серии террористических актов, которые произошли в период с 4 по 16 сентября того же года в Буйнакске, Москве и Волгодонске, Роман принял решение служить по контракту. Также, по словам его жены Ольги, принял такое решение он ещё и из-за тяжёлой экономической ситуации, которая была в тот момент в России.

«В то время было безденежье, но надо было содержать семью. Тогда был переломный момент - двухтысячные года: не было работы, а если и была, то денег не платили месяцами», - рассказала она.

Служить по контракту Роман Ражев начал 26 января 2000 года в отдельном разведывательном батальоне. В качестве старшего пулемётчика принимал участие в боях за предгорное село Комсомольское Урус-Мартановского района Чеченской Республики. Это сражение, длившееся с 5 по 20 марта 2000 года, стало решающим и было последней крупной битвой Второй Чеченской.

6 марта 2000 года БМП (боевую машину пехоты), в которой сидел Роман Ражев, подбили чеченские сепаратисты. Основной удар пришёлся на сидевшего рядом сослуживца Романа, который погиб на месте.

Роман, находясь в состоянии болевого шока, смог выбраться из машины и совершить два выстрела из гранатомёта по боевикам. После этого из гранатомёта выстрелили по нему.

Сослуживец Романа Ражева, Роман Царьков, вспоминал:

«На первой БМП сидел Рома Ражев, гранатомётчик. Перед тем как поехали, говорю Ражеву: «Рома, может быть, я пойду на первой машине?», - «Нет, я пойду». Не знаю, что Ромка предчувствовал в эти минуты, но он пошёл на первую БМП. Правда, сказал: «Что-то я не хочу с собой гранатомёт брать».

«В 5:30 6 марта группам была поставлена задача провести разведку местности на высоте у перекрёстка дорог, занять там круговую оборону до подхода мотострелковых подразделений. Когда колонна проходила мимо Комсомольского, она была обстреляна из стрелкового оружия. В результате этого потери личного состава составили: убиты - 3 человека, ранены - 12 человек», - выдежрка из журнала боевых действий.

Александр Андреевич рассказал, что тело Романа было обнаружено не сразу, и родители думали, что он попал в плен.

«Документы забрала своя часть, а попал он к другой части. Его в холодильник положили и никто ничего не знал», - сообщил он.

Тело Романа Ражева удалось найти в мае того же года.

«Я очень долго не верила в это (в смерть Романа - прим.ред.). О гибели мы узнали намного позже - он погиб в марте, а похороны были в мае. Я приехала в Кораблино, была на опознании. До конца я не осознавала, что это - на самом деле правда. Казалось, что какая-то ошибка произошла», - такие эмоции после гибели Романа испытывала его жена.

Незадолго до смерти Романа, 1 февраля, от сердечной недостаточности умер его старший брат. Сообщить об этом родители Роману не смогли, так как не знали его адреса.

Ефрейтор Роман Ражев, старший разведчик разведывательно-десантной роты похоронен на Кораблинском городском кладбище с почестями, военным оркестром и прощальными залпами-салютом. Представлен к ордену Мужества посмертно.

На 3 марта запланирована установка мемориальной доски в его честь.

Его сын живёт в Воронеже, его работа связана с компьютерной сферой.

«Сын всегда знал, что его отец погиб в Чечне, я этого никогда не скрывала», - рассказала жена Романа.

Игорь Сарычев:

Игорь Сарычев родился 4 сентября 1976 года. В 1993 году закончил школу в Кораблино.

«Он был трудолюбивым, отзывчивым, с ребятами очень хорошо общался, у него много очень друзей было. Он занимался боксом, ездил на соревнования. У него турник был перед домом; он всегда тренировался, бегал», - рассказала об Игоре его мама Ирина Ивановна.

Игорь Сарычев мечтал стать военным с 6 класса. Пытался поступить в автомобильное училище в Рязани, после - поступил в Рязанский колледж электроники.

В этот период его на улице побили ребята.

«После этого случая он сказал, что никогда не даст себя в обиду: начал бегать на стадионе и заниматься спортом каждый день. На тех, кто его побил, злобу не держал и не хотел с ними поквитаться», - рассказала Нина Ивановна о характере своего сына.

Проучившись один года в колледже Игорь поступил в Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище.

В РВВДКУ служил курсантом стрелком. Позже был назначен на должность командира отделения, через некоторое время - на должность заместителя командира.

После окончания училища по распределению попал в Рязанский полк ВДВ, во время службы в котором заслужил авторитет среди командования и курсантов.

21 июня 1998 года Игорь Сарычев был назначен командиром парашютно-десантного взвода. Через три месяца после этого он проходил курсы молодых офицеров в Туле. Там он тоже завоевал авторитет сослуживцев и Игоря Сарычева взяли в отдельную разведывательную роту.

С 30 сентября 1998 года он являлся командиром разведывательного взвода Тульской дивизии.

Вспоминает Владимир Ширшов, сослуживец Игоря Сарычева:

«Когда он разговаривал со взводом, ставил задачи, то ставил их конкретно. Когда он проводил занятия со взводом, то постоянно был со взводом - то есть даже когда он уходил поздно домой со службы, у ребят было такое ощущение, что они ложатся спать а он находится с ними. Все задачи, которые ставил ему командир роты, чётко выполнял. Его взвод всегда был лучшим».

Несмотря на это Игорь Сарычев не был строгим командиром.

Также Владимир Ширшов отметил, что у Игоря Сарычева была смекалка и разведческое чутьё. В качестве примера он привёл один случай, который произошёл на полевом выходе:

«Идёт дорога. Справа, метрах в 10, лежит большая, засыпанная снегом труба. Он помещал бойца в эту трубу. Следы запорашивались снегом, чтобы их не было видно. Когда имитирующая группа противника попадала под сектор стрельбы из трубы, боец по приказу Игоря открывал огонь».

В августе 1997 года Игорь женился. 7 мая 1999 года у него родился сын Артём.

«Люди, такие, как Игорь - уникальны. Я в своей жизни больше таких людей не встречала. Он был очень добрым человеком, он был очень смелый, он был очень внимательный, он был очень отзывчивый. Мне кажется, какие у человека есть положительные качества, они все были в нём», рассказала об Игоре его жена Кристина.

В августе 1999 года Игоря Сарычева направили в Дагестан отражать вторжение боевиков. Оно, под руководством Шамиля Басаева и Хаттаба, проходило с 7 августа по 14 сентября 1999 года. С 7 по 23 августа длилось вторжение боевиков в Ботхлинский район Дагестана, с 5 по 14 сентября - в Новолакский.

«В тот момент я не понимала, что война началась, потому что это было ещё самое начало и были введены, как Игорь мне объяснил, миротворческие силы, - рассказывает Кристина. У нас не было никакой связи, я только с тревогой смотрела последние новости августа. Единственное - была от него телеграмма из Махачкалы 29 августа. Игорь написал, что всё в порядке, всё нормально, попрощался «До встречи!». Там было буквально несколько слов».

В ночь с 7 на 8 сентября 1999 года разведгруппа во главе с лейтенантом Игорем Сарычевым скрытно проникла в глубину обороны боевиков в районе села Новочуртах Новолакского района Дагестана. Несмотря на скрытность группу  обнаружили и атаковали чеченскими сепаратистами, отрезав им путь к отступлению.

Видя сложность положения, Игорь Сарычев приказал атаковать укреплённый пункт боевиков на высоте 323.1. Сепаратисты, ошеломлённые атакой, бежали. Бойцы разведгруппы укрепились в брошенных окопах и более трёх часов отражали вражеский натиск.

Когда стали заканчиваться боеприпасы, Игорь Сарычев организовал прорыв обороны врага. Взаимно прикрывая друг друга огнём, бойцы вырвались с высоты и оторвались от вражеского преследования. Прикрывая отход подчинённых и продолжая вести бой, Игорь Сарычев получил множественные ранения от близкого разрыва мины. Отойдя на значительное расстояние, он потерял сознание и скончался.

«Не поверила. Думала, что не может быть, что, может быть это ошибка - какое-то время он считался без вести пропавшим», - рассказала Нина Ивановна Сарычева о том, что чувствовала, узнав о гибели сына.

«Просто раскололось чёрное небо - и всё. Чёрное небо, и чёрная земля раскололась. И всё. Темнота. Ночь», - так описала свои эмоции Кристина после получения известия о гибели мужа.

Владимир Ширшов, который служил в Игорем Сарычевым в Туле, получил известие о его гибели от сослуживцев, находясь в командировке в Югославии.

«И потом, когда в газете, которая пришла с почтой, прочитал, был в шоке. Когда я приехал из Югославии, год прошёл, как Игорь погиб. Мы все приехали к нему (на могилу - прим. ред.)», - рассказал он.

По словам Владимира Ширшова, люди, принимавшие участие в бою, в котором погиб Игорь Сарычев, утверждали, что официальная версия освещает не все события того столкновения. Тогда Владимир решил самостоятельно реконструировать события.

Разведгруппа подошла скрытно в середину между двумя точками расположения боевиков. Группа должна была произвести разведку, вернуться без единого выстрела и доложить, откуда можно правильно нанести удар по врагу.

«Игорь был старшим в разведгруппе, - сообщил Владимир Шишов, - но ещё был человек, который их курировал. Получилось так, что куратор и Игорь Сарычев разошлись во взглядах в плане выполнения задачи».

Во время задания бойцам был дан приказ открыть огонь. Боевики, услышав стрельбу, стали пускать осветительные ракеты.

Разведгруппе нужно было отходить, но путь назад пролегал через поле, которое хорошо простреливалось.

«С Игорем Сарычевым было 18 пацанов. Он принял грамотное решение - дал команду отходить в сторону, с которой пришли боевики», - рассказал сослуживец Игоря.

Сепаратисты увидели, что ответного огня по отношению к ним не ведётся, поняли, что к ним заходят в тыл и начали аккуратно продвигаться к разведгруппе.

Как сообщает Владимир Ширшов, основной бой завязался утром, когда бойцы пошли искать тела членов разведгруппы. На тот момент их всех считали погибшими, так как такую информацию доложил куратор, вернувшись в расположение подразделения.

Во время боя боевики забыли о разведчиках, так как перенесли весь огонь на наступающих. Во время этого столкновения сепаратисты попали по перекрёстный огонь - федеральные войска зашли к ним в тыл.

Погибшего Игоря нашли под подарочным планшетом, оттащили в заросли во время боя и прикрыли. После окончания боя тело искали три дня - не могли найти, куда именно оттащили.

«В Туле, (в 106-й гвардейская воздушно-десантная Тульская Краснознамённая ордена Кутузова дивизии - прим.ред.) есть уголок Игоря Сарычева. В финансовом отношении нам помогли наши друзья афганцы. И всегда, когда бойцы приходят в нашу роту служить по контракту, я их заставляю даже заучивать всё то, что там написано», - сообщил Владимир о том, как чтут память Игоря Сарычева там, где он служил.

Игоря Сарычева с воинскими почестями похоронили 22 сентября 1999 года в Кораблино. 12 ноября того же года ему было присвоено звание Героя России (посмертно).

Для увековечивания памяти Игоря Сарычева кораблинской школе №3, в которой он учился, 20 марта 2000 года было присвоено его имя.

«Пока сын Игоря рос, ему рассказывали историю о том, что стало с папой; показывали фотографии, видеосъёмки. Рассказывали, какой папа был хороший и добрый. Ребёнок знает, что папа погиб», - рассказала Кристина, жена Игоря Сарычева.

Его сын, Артём, как и отец, связал свою жизнь с армией и сейчас учится на военного прокурора.

 

Вторая Чеченская война длилась с 7 августа 1999 года по 16 апреля 2009 (активная фаза боёв продолжалась до 20 апреля 2000 года). За время конфликта чеченские сепаратисты устроили множество террористических актов в других регионах страны: Устроили взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске в 1999 году, захватили заложников в Москве на Дубровке в 2002 и взяли в заложники младшеклассников в Беслане в 2004.

Масштаб Первой и Второй Чеченских войн, конечно, меньше с масштаба Великой Отечественной войны, но во всех этих войнах солдаты защищали нашу государственность, наш покой и наши жизни.

С момента окончания активных боевых действий Второй Чеченской войны прошло более 20 лет. И на протяжении всего этого времени не утихает боль родителей, потерявших своих детей.

«Для меня что он герой, что он не герой, для меня он мой любимый сын! Вот и всё!», - говорит мама Игоря Сарычева.

Имена Романа Ражева и Игоря Сарычева на мемориале воинам-рязанцам, погибшим в локальных войнах на площади Маргелова в Рязани.

 

Руслан Яралиев