Двадцать лет верности Рязанскому театру драмы: интервью с актером Юрием Борисовым
Интервью с актером Рязанского театра драмы - Юрием Борисовым
© ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ"
Юрий Борисов, ведущий мастер сцены Рязанского областного театра драмы и Почётный работник культуры и искусств Рязанской области, - актёр, чьё имя прочно связано с историей театра. Его талант воплотился в ярких образах спектаклей: "Матросская тишина", "Доходное место", "Три сестры", "Вишнёвый сад" и "Клинический случай".
Сейчас Юрий Михайлович занят в новой постановке – сентиментальной комедии "Джек", посвященной теме добровольного одиночества среди людей, премьера которой состоится 2 января.
(Чебутыкин "Три сестры" А. П. Чехова)
(Симеонов - Пищик "Вишнёвый сад " А. П. Чехова)
(Хьюберт Бони "Клинический случай " Р. Куни)
(Абрам Шварц "Матросская тишина " А. Галича)
(Юсов "Доходное место " А. Н. Островского)
Наше знакомство состоялось совсем недавно, вслед за публикацией рецензии на спектакль "Матросская тишина", где мастерски воплощённый им образ Абрама Ильича – немного неуклюжего, трогательного, наивного и по-своему неудобного героя – оставил неизгладимое впечатление. Прочитать рецензию можно по ссылке.
Творческий путь Юрия Борисова, богатый опытом работы в театрах Карелии, Архангельска, Читы и Пензы, привёл его в Рязань, где он обрёл не только сцену, но и сердца зрителей, тепло встречающих каждую его новую роль. Здесь, в Рязани, он нашёл свой творческий дом и семью.
Как сложился ваш творческий путь от детства до Рязанского театра драмы?
- Мое детство прошло в простой семье, после развода родителей я воспитывался бабушкой. Школьные годы были отмечены любовью к учебе и увлечением драматическим кружком, переросшим в занятия в народном театре. Именно там, обретя уверенность в своих силах, я решил связать жизнь с актерским искусством.
Я поступил в Воронежский институт искусств. Дальнейший путь привел меня и мою супругу в Пензенский ТЮЗ, где мы столкнулись с непростыми обстоятельствами. Желая творческого развития и расширения амплуа, мы переехали в Рязань, где нашли пристанище в местном театре благодаря поддержке друзей и художественного руководителя. Так началась новая глава моей творческой биографии.
Знакомство с Наташей произошло в театре, где мы оба работали. Взаимная симпатия возникла постепенно, без бурных романтических событий. Наши отношения развивались естественным образом. Совместная работа над спектаклем в Пензе сблизила нас. Потом были совместные прогулки, посещения друг друга, и в итоге Наталья стала жить у меня. Всё произошло спокойно и естественно, без пафоса, но мы быстро поняли, что не можем жить друг без друга.
Какие ключевые различия вы отмечаете между театрами, в которых вам довелось работать, и как эти различия повлияли на вас?
- Разница между театрами, где я работал, заметна не только в масштабе и репертуаре, но и в общей атмосфере и подходе к творческому процессу. В ранние годы, во времена перестройки, доминировала "чернуха" – спектакли, отражающие темные стороны советской жизни. Позднее наступила эпоха комедий. Это повлияло на мой актёрский диапазон, заставляя адаптироваться к разным жанрам и стилям. В одних театрах была сильная режиссерская школа, в других – больше подчёркивалась коллективная работа. Это научило меня быть гибким и приспосабливаться к разным условиям, постоянно развивая своё мастерство. В итоге, я обрёл опыт, необходимый для самостоятельной творческой реализации.
( "Чернуха" во время перестройки - это художественные произведения, где изображали неприглядные и крайне натуралистичные, тёмные стороны жизни, быта, проникнутые обречённостью и беспросветностью. Явление связывают с резким ослаблением советской цензуры в эпоху Перестройки и гласности - многие авторы с большим энтузиазмом принялись в течение того периода выпускать фильмы и книги на ранее запретные темы.
Некоторые примеры "чернухи" того времени: фильмы "Воры в законе", "Беспредел", "Камышовый рай", "Маленькая Вера", "ЧП районного масштаба", "Авария - дочь мента", "Меня зовут Арлекино", "Дорогая Елена Сергеевна", "Астенический синдром" и "Мигранты").
Что для вас значит идеальный режиссер?
- Идеальный режиссер для меня – это не только талантливый постановщик, но и человек, с которым есть полное взаимопонимание, не только на рациональном, но и на эмоциональном уровне. Это человек, который не просто руководит процессом, но и поддерживает, вдохновляет и учитывает индивидуальные особенности актера. Важно чувствовать его уважение и доверие. Сейчас я стремлюсь к такому партнерству, но понимаю, что идеал достижим не всегда. Поэтому я сосредотачиваюсь на поиске хороших ролей и на продуктивном диалоге с режиссерами, стремясь к взаимному пониманию и достижению общей цели - созданию качественного спектакля.
В чем разница между вашей работой в Пензенском ТЮЗе и Рязанском театре драмы, и какие роли в Рязани вы считаете наиболее значимыми для себя?
- Пензенский ТЮЗ отличался от Рязанского театра драмы своей спецификой: он ориентировался на подростковую и молодёжную аудиторию, ставя спектакли, более соответствующие возрастным особенностям зрителей. В Рязанском театре репертуар более широк, круг ролей там многообразнее. Выделить самую значимую роль трудно, поскольку каждая по-своему ценна.
Однако особое место занимают роли в пьесах Островского (например, Юсов в "Доходном месте" А. Н. Островского ), шекспировские образы (Полоний в "Гамлете" и Глостер в "Короле Лире") и спектакль "Приглашение в замок" (Роль Мессершмана). Но, как и любой актёр, я более всего ценю свою самую последнюю роль и те произведения, над которыми ещё ведётся внутренняя работа, такие как - "Матросская тишина".
Успешная актерская карьера, по моему мнению, непременно включает роли Шекспира, Мольера и Чехова. Пока что я не имел возможности воплотить на сцене образы Мольера, однако с нетерпением жду такой возможности.
Что, по вашему мнению, является ключом к хорошей игре актера, и как это связано с природным талантом и трудолюбием?
-Я считаю, что ключ к хорошей игре – это безусловная вера актера в предлагаемые обстоятельства роли. Это не имитация чувств, а глубокое погружение в ситуацию, где он не притворяется, а живет своей ролью. Эта вера рождается из сочетания природного таланта и упорного труда. Вот ситуация, и я не должен притворяться ни на секунду.
Талант - это врождённая способность, но даже одарённый актёр должен совершенствовать свое мастерство постоянной работой над собой. Даже после успешного спектакля актёр анализирует свою игру, стремясь к совершенству, понимая, что идеал достижим крайне редко. Без труда, самоанализа и постоянного стремления к совершенству достичь истинного мастерства невозможно.
Как вы относитесь к самокритике в актерской профессии, и насколько она важна для профессионального роста?
- Самокритика для актера – это неотъемлемая часть профессии. Практически всегда после спектакля я анализирую свою игру, нахожу моменты, где можно было бы сыграть лучше, где не хватило глубины, или где нужна была иная интонация, иная пауза. Стремление к совершенству и постоянный самоанализ – это нормальное явление для актера, не позволяющее застопориться в творческом росте. Удивление вызывает отсутствие самокритики у коллег, поскольку она, по моему мнению, является двигателем профессионального роста.
Насколько распространены романтические отношения между актерами в театральной среде, и как выстраиваются ваши отношения с супругой, учитывая специфику вашей профессии?
- Романтические отношения между актерами в театре – явление довольно частое. Бывают как крепкие, долговременные браки, так и непродолжительные романы. В наших отношениях с женой, актрисой Натальей Паламожных, важную роль играет взаимопонимание, обусловленное общим профессиональным опытом и пониманием специфики театральной жизни. Хотя бывают моменты, когда загруженность работой у одного из нас больше, чем у другого, мы стараемся поддерживать друг друга и с деликатностью относиться к этим непростым периодам.
Ревность по поводу сценических поцелуев отсутствует - мы понимаем, что это часть работы, и для убедительной игры важно испытывать к партнеру некоторые чувства, даже если в реальности таких чувств нет.
Что вы предпочитаете: театр или кино, и какими, по вашему мнению, качествами должен обладать хороший актер?
- У меня не такой большой киноопыт. Я не так много снимался, чтобы судить. Однако, кино обещает большую популярность и , возможно , более высокий заработок. Я больше отдаю предпочтение театру. Кино для меня - это в большей степени технический процесс, в то время как театр позволяет полностью погрузиться в роль и прожить её на сцене. Театр - это творчество для души.
Что касается качеств хорошего актера, то это, несомненно, талант (в том числе природное обаяние), вера в предлагаемые обстоятельства и упорный труд. Однако важно помнить, что даже самый одарённый актёр без усилий не добиться успеха. Актерская природа - это способность превращаться, оставаясь при этом самим собой, и это одно из важнейших качеств истинного мастера сцены.
Как вы выстраиваете отношения с молодыми актерами в театре, и какой совет вы бы дали начинающим актерам?
- Мои отношения с молодыми актерами построены на доброжелательности и уважении. Я ценю их энергию и желание работать, не обращая внимания на возрастные различия и отсутствие излишней формальности. Начинающим актерам я советую не бояться любых ролей, работать усердно, не растрачивая силы на пустяки, и сосредотачиваться на творчестве. Важно избегать излишней нервозности и не ждать подвоха, а на сцене, наоборот, включать фантазию на полную мощность.
Ключ к успеху - упорный труд и поиск хороших режиссёров, которые способствуют созданию ярких, запоминающихся ролей!
Беседовали: Иванченко Виктория и Гирис Мария.
Напомним, Рязанский театр отметил юбилей Сергея Леонтьева, музыкальный театр отпраздновал 20-летие, а на торжественной церемонии вручения наград X фестиваля "Зеркало сцены" в драматическом театре были определены лучшие творческие силы рязанского театра.