Как работает «Летучий корабль»?: «РН» пообщались с пилотом аэростата

Интервью в воздухе: «Рязанские новости» пообщались с пилотом аэростата

icon 22/08/2024
icon 11:00
СИ «Рязанские новости»

10 августа в Старожиловском районе Рязанской области в рамках фестиваля «Небо России» состоялся долгожданный «старт» аэростатов. В небо поднялись 32 шара. Наш корреспондент была на одном из них и побеседовала с пилотом из Рязани — Андреем Ермаковым.

Обстоятельства в этот день сложились очень удачно, ведь перед этим несколько дней подряд полёты отменялись из-за погодных условий.

Подготовка к полёту — дело серьёзное. Оборудование должно быть загружено в прицеп или в машину, транспорт должен быть готов к длительной поездке и заправлен топливом, баллоны заправлены газом, команда готова буквально к любым испытаниям, и после брифинга, получив спортивное задание и информацию о погодных условиях, воздухоплаватели выдвигаются на старт.

Как и всегда, утренний брифинг состоялся ещё затемно, и уже в четыре утра команды устремились в предварительную точку старта — живописный Старожиловский район.

«Старт общий» — это значит, что все команды на располагаются в одном месте, практически вплотную друг к другу. Выбрав место, предусмотрев достаточное пространство для наполнения — 40 метров на 10-20 метров, команда приступает к выгрузке и сборке воздушного судна. Следующий этап – холодное наполнение воздухом при помощи вентилятора. Когда оболочка достаточно наполнена и практически все складки расправились, пилот зажигает горелку и начинает наполнение горячим воздухом до тех пор, пока шар не примет вертикальное положение.

После слов: «Земля прощай, в добрый путь!» — судно отправляется в плавание. Это произошло около шести утра, на рассвете.

Наша земля с высоты птичьего полёта невероятно красивая, зелёная в это время года и бескрайняя. С небес открываются просторы и ракурсы, которые невозможно осознать, будучи внизу. Там, вверху, забываются все проблемы и невзгоды, остаётся только свежий воздух, потрясающий вид и полная тишина. Это обязательно стоит почувствовать хотя бы раз в жизни.

Нам удалось прямо в воздухе поговорить с рязанским пилотом аэростата — Андреем Ермаковым.

Как давно вы в этом спорте и с чего всё началось?

«… Пришёл я в этот спорт около 30 лет назад. А началось всё с того, что я удачно женился», — шутит Андрей.

— Тестем моим оказался Лев Борисович Маврин — основатель современного воздухоплавания не только в Рязани, но и в России. К сожалению, не так давно он ушёл из жизни. Но дело его продолжается. Вся его семья так или иначе занимается воздухоплаванием, и мне пришлось пройти все этапы — сначала помогать при сборке и разборке, быть водителем, затем он выучил меня на пилота. Мой старший сын тоже летает, младший — помогает, а дочь мы сегодня увидим, она — измеритель на одном из заданий.

Старший сын Андрея, Владимир Ермаков, мастер спорта и многое посвящает этому спорту, он впервые полетел на шаре в четыре года, а удостоверение пилота получил в 16 лет. Это единственный подобный случай в мировой практике, со временем возраст становления пилотом подняли.

Как люди реагируют, когда узнают, что вы воздухоплаватель?

— По-разному, кто-то с расспросами, а кто-то просто: «Можно прокатиться?».

Как определяется маршрут полёта шара?

— Для этого есть прогноз погоды и координаты. Воздухоплавание — это вид спорта, который похож на спортивное ориентирование. По заданию нужно прилететь в указанные координаты. Есть метеопрогноз, он для всех одинаковый. Каждый пилот, исходя из этого метеопрогноза, строит свой полет, чтобы выполнить необходимые задания. Исходные данные для полёта — это сила, направление ветра и лист заданий. Сейчас после дождей скошенные поля достаточно грязные, поэтому нужно приземлиться максимально близко к дороге, чтобы машина, которая нас подбирает, не застряла. Места для посадки должно быть достаточно, чтобы при любом ветре можно было свободно разместить и сложить оболочку.

Какое максимальное расстояние можно преодолеть на воздушном шаре? И на какую высоту подняться?

— Это зависит от задачи. Штатный запас баллонов — это приблизительно два часа полета. Чем больше скорость ветра, тем больше расстояние, которое мы пролетим за эти два часа. Если задача на дальность, то можно дополнительные баллоны повесить, и время увеличится. Масса судна увеличится вместе с запасом топлива, но чёткой пропорции нет. Обвешавшись баллонами, можно улететь, как наши, российские рекордсмены, на 2540 км (российские путешественники Фёдор Конюхов и Иван Меняйло установили мировой рекорд по дальности полёта на тепловом воздушном шаре). Но если будет штиль, то мы останемся на месте. Пилот управляет шаром только вверх-вниз, всё остальное зависит от ветра. Конюхов* на самом большом комбинированном гелиево-тепловом аэростате в мире поднялся на высоту 11 километров, там скорость около 130 километров в час, с такой скоростью летел вокруг земного шара. Всё зависит от задачи, сейчас мы на координаты работаем. Кто-то ставит задачу на дальность или высоту. С дополнительным оборудованием для поддержания горения можно подняться на высоту 5642 м (высота горы Эльбрус) или 8848 м (высота горы Эверест), или, как Конюхов, — 11-12000 метров.

*Федор Конюхов установил абсолютный мировой рекорд для аэростата, облетев вокруг земного шара за рекордно короткое время: 11 дней 4 часа 20 минут или 268 часов 20 минут. Общее время в воздухе до момента приземления: 11 дней 8 часов 43 минуты или 272 часа 43 минуты. Второе достижение: общее расстояние между начальной и конечной точками маршрута 35 168 км. Третье достижение, которое имеет огромное значение, — Федор Конюхов стал первым человеком в мире, который успешно облетел вокруг света на воздушном шаре с первой попытки. Федор — первый воздухоплаватель, прилетевший на воздушном шаре обратно на тот же аэродром, с которого полет начался.

Долго ли учиться на воздухоплавателя?

— Приблизительно полгода. Это связано с тем, что надо пройти курс лекций — 120 часов, а потом ещё отлетать в летнее время 16 часов. В летнее время, как правило, все инструктора заняты, потому что у всех тоже полёты. Но чем больше летаешь, тем больше навыков, тем лучше ты управляешь материальной частью. Это же технический вид спорта.

Почему аэростаты поднимаются только на рассвете и закате?

— В эти периоды атмосфера зачастую стабильная, если есть ветер, то не сильный и не порывистый. А с восходом солнца возникает неравномерный прогрев земной поверхности и, как следствие, восходящие термические потоки и усиление скорости перемещения воздушных масс. За 2 часа до заката солнце не такое активное, и неравномерный прогрев земной поверхности сглаживается, ветер, как правило, стихает.

Аэростаты летают только летом?

— Нет, можно и зимой летать. Просто сейчас можно приземлиться и спокойно подъехать на машине, а в поле приземлишься зимой — это целая экспедиция, эвакуировать надо, сани какие-то, снегоходы.

Чем занимаетесь в «не сезон»?

— Для меня данное занятие — это хобби. Есть основная работа, которая позволяет совмещать.

Насколько это затратный спорт?

— Достаточно затратный, и с каждым годом стоимость оборудования растёт, сопоставимо со стоимостью нового автомобиля. А ещё нужен и сам автомобиль, и прицеп.

Помните ли вы свой первый полёт? Как это было?

— Первый полет в качестве пассажира я совершил над городом Санкт-Петербург. Старт был с Дворцовой площади и запомнился в том числе тем, что проходил над знаменитыми «Крестами».

Что обычно происходит на брифинге?

— Сообщаются предварительные метеоусловия на момент проведения брифинга. Очень многое зависит от судей, нужно рано встать или даже не ложиться, чтобы исходя из прогноза погоды, полётной зоны составить интересные задания, построить непростой маршрут. На брифинге выдаётся лист заданий. Там всё прописано: зона старта, координаты, время восхода и захода солнца, разрешённая высота — сегодня, например, пять тысяч пятьсот футов — это 1524 метра.

А судьи кто? И как стать судьёй?

— Сначала привлекались волонтёры, мы учили их работать с GPS, с компасом, с картой, с линейкой, координатами. Ограничений для становления судьёй нет. Часто из судей вырастают пилоты, из пилотов переходят в судей.

Стоит отметить команду Андрея. Он сам пришёл в воздухоплавание в 18-19 лет, а его помощники — младший сын и крестник в этом деле с девяти и десяти лет, тогда, конечно, они не были помощниками. Этот год — первый, когда они полноценно помогают, им 12 и 13 лет. Возможно, и они в будущем станут пилотами.

«Возможно, это будущие звезды российского воздухоплавания. А может быть, и международного», — с любовью отмечает Андрей Ермаков.

После мягкой посадки, сборки воздушного шара перешли к традиции. Не будем раскрывать все карты, чтобы для желающих полетать это осталось сюрпризом, но если кратко, то пилот рассказал новоиспечённым воздухоплавателям удивительную легенду и вручил настоящие дипломы, подтверждающие осуществившуюся мечту.

В небе мы находились около часа, преодолели 16,5 километров с разными скоростями, от девяти до 22 км/час, поднялись на высоту 360 метров. Полёты проводятся до конца лета и почти всю осень, в зависимости от погоды, так что у всех желающих есть шанс полетать в облаках.

Напомним, недавно в Рязанской области проходил международный фестиваль воздухоплавания «Небо России». У нас вы можете найти репортажи с первого, второго и третьего дня мероприятия.