Рязанские Новости

Рязанский театр кукол показал удивительный мир закулисья в свой 96-й день рождения

icon 07/04/2023
icon 07:00

© Автор фото: Мария Гирис/ «Рязанские новости»

Автор фото: Мария Гирис/ «Рязанские новости»

6 апреля Рязанский театр кукол отметил свой 96-й день рождения. В честь праздника учреждение культуры пригласило представителей средств массовой информации в закулисье. «Рязанские новости» посетили экскурсию и готовы приоткрыть завесу, за которой скрываются тайны кукольного мира.

Перед тем как пойти в гости к куклам, мы познакомились с будущими проводниками - артистом Василием Уточкиным и руководителем литературно-драматургической частью театра Анастасией Миловановой. Вместе с ними мы и отправились в увлекательное путешествие.

Первым пунктом назначения стал музей. Здесь гостей встретил хранитель истории театра - сеньор Панталоне. Он рассказал об удивительных фактах и событиях.

История театра кукол началась в далёком 1927 году. Именно тогда выпускница Рязанского художественного училища Милица Знаменская и её сестра Аделаида Знаменская учительница русского и литературы открыли театр.

Аделаида всю свою жизнь посвятила педагогике. Она преподавала в Рязанском государственном университете, занималась с детьми, и у неё была поэтическая студия.

В 20-е годы театр кукол это было что-то небывалое.

«А дальше были удивительные события. Как говорится, много воды утекло. Дальнейшие события можно рассматривать с 1957 года. Тогда дальнейшая жизнь рязанских кукольников началась в филармонии. Именно при Рязанской филармонии был организован театральный кукольный кружок. В дальнейшем они переехали. Но я же начинал вам говорить о том, что театр кукол - это театр художника. И как же рождаются спектакли?  А спектакли рождаются художниками. И даже режиссёр и актёр в театре кукол должен быть художником!», - подметил сеньор Панталоне, которого озвучивал экскурсовод.

Хранитель музея познакомил гостей с куклами, которые живут в музее, и поделился историями их выступлений. На полках музея обитают герои из таких спектаклей, как «Мастер и Маргарита», «Винни Пух и Все-Все-Все» и «Маленький принц».

Хранитель подметил, что первый раз спектакль «Маленький принц» был показан в театре в 1986 году. И уже тогда в нем использовались новшества.

Также в музее находятся и награды театра. Именно тут хранится самая престижная театральная премия России «Золотая маска». Театр получил эту награду за спектакль «Пегий пёс, бегущий краем моря». Её получил художник постановки Виктор Антонов.

Следующим пунктом экскурсии стало фойе второго этажа, где обитает «живая статуя» Аделаида. Внутри куклы-робота находятся движущиеся механизмы. Статую назвали в честь одной из основательниц театра. Однако рабочее название у автоматона было «повелительница времени и пространства».

Движения фигурок внутри большой куклы просто завораживает. Сложно оторваться от созерцания. Как отметил экскурсовод, если внимательно и долго смотреть, можно помедитировать, задуматься над временем, пространством и увидеть микровселенную в большой кукле.

Полюбовавшись на произведение искусства, проследовали в столярную мастерскую к художникам, которые конструируют кукол и декорации. А поскольку это столярная мастерская, здесь обитает ещё и столяр Дядя Толя. Персонаж весьма эмоциональный. Он добродушно встретил гостей и поведал о своей работе. По его словам, самое сложное - это механика.

Чтобы посетители поняли, что это такое, экскурсоводы подошли к экспонату и показали, что с помощью пружин у него двигаются челюсти и глаза. В руках мастеров череп ожил.

Хозяин мастерской отметил, что движение - это и есть механика. Причём в людях она тоже есть, просто биологическая.

Поблагодарив столяра за тёплый приём, дружной компанией отправились в бутафорский цех. Там нас ждали мастер Виноградина и художники. Чтобы гости не заскучали, мастер решил проверить, а помним ли мы из каких базовых цветов можно сделать все остальные цвета. Оказалось, что не все помнят школьную программу, но благодаря художникам, знания были восстановлены.

Мастер Виноградина заметил, что в бутафорской мастерской не только расписывают кукол после того, как они придут от Дяди Толи, но и обшивают их. Он добавил, что кукол делают из любых материалов. Причём сейчас их гораздо больше, чем было раньше.

В мастерской хранятся прототипы и заготовки будущих кукол. Кроме того, периодически в мастерской оказываются куклы, которые во время службы на сцене получили повреждения и требуют лечения. Например, кукле на фото срочно потребовалась помощь парикмахера. Благо у кукол облысение лечится.

Художники также изготовили для театра картинки про историю театра из бумаги из старых чеков. Сейчас иллюстрации находятся в мастерской.

Чтобы мы прониклись духом театра, нам разрешили заглянуть в пошивочный цех. Но предупредили, что там творит самый экстравагантный обитатель. После того, как в дверь постучали, в проем выглянул хозяин мастерской. Он был поражён количеству гостей так сильно, что его волосы даже встали дыбом.

Однако специалист был в хорошем расположении духа и позволил пройти в цех. Он поделился секретами создания костюмов. По его словам, сначала подбирается материал и делается выкройка. А потом уже начинают шить костюмы. При этом образы героев создают из любых материалов, даже из бумаги.

По словам модного специалиста, эскизы рисует главный художник, а он помогает ему. Экскурсовод Анастасия рассказала, что сейчас мастер работает над созданием костюмов для спектакля, который состоится в мае. Попрощавшись со специалистом пошивочного цеха, двигаемся дальше к хранилищу кукол.Которое находится рядом с карманом сцены, где хранят декорации.

Подходя к помещению, где прячутся обитатели театра, услышали тихую музыку. Оказалось, что один из актёров решил сыграть на пианино. Ведь творчество в театре не прекращается ни на минуту...

В хранилище куклы буквально повсюду. Они разных форм и размеров. Здесь есть тростевые куклы, куклы на планшете и марионетки.

По словам Василия Уточкина, самая классическая кукла - это тростевой гопит. Тростевой потому что есть тросточки, а гопит потому что основание такое. Внутри там машинка, к которой крепится механика.  Актер заметил, что все кукольники вначале знакомятся с тростевым гопитом.  

Участникам экскурсии удалось самим попробовать себя в роли кукловодов. Оказалось, что это лишь выглядит легко, а на деле без долгих тренировок, куклой сложно управлять. А заставить куклу делать несколько вещей одновременно, вообще кажется невероятным.

По словам экскурсовода, научиться управлять куклой не самое важное, главное - научиться видеть в неживом - живое. Он заметил, что во время обучения ему было сложно понять, чего от него хотят, как можно увидеть в неживом живое. Но позже у него это получилось.

Василий добавил, что у каждой куклы есть свой характер и он зависит о системы. Например, есть планшетная кукла - это которая ходит по поверхности. И как она будет бегать по поверхности, такой у неё и характер.

Актер отметил, что кукольники долгое время работают со своим телом, чтобы понять, как работать.В театре кукол актёр в центре мира. Он иследует его и становится одной большой конструкцией. у кукольника все живое и эту жизнь он ищет.

И самые тяжёлые и интересные куклы это марионетки. Прелесть марионетки в том, что поскольку нити находятся на перекрестье - ваге, их бывает около 70, они живут своей жизнью. И кукольник, дорастая до марионетки, должен  научится чувствовать своё тело, как эта кукла, дышать вместе с ней и чувствовать и её.

В ногах у них есть грузики. И эти маленькие движения нужно учится ловить, как дыхание и это каждое движение трудоёмкий процесс.

Вместе с тем бывают и цирковые марионетки, которые ещё сложнее в управлении, чем обычные. Экскурсовод показал гостям штоковых марионеток. Одна из которых  была выполнена из металла и весила около двух килограммов.

По словам артиста, в какой системе будут выполнены куклы, зависит от задумки постановки.

В завершении экскурсии гости почувсствовали себя артистами и посмотрели на зрительный зал со сцены. В это время экскурсоводы поведали о профессионализме художников по свету. В театре кукол свет очень важен, ведь с помощью него делаются акценты. Без хорошо выставленного света, можно даже "завалить" постановку. Из-за того, что свет - очень сложный, во время гастролей театру пришлось возить с собой оборудование.

Экскурсоводы отметили, что театр кукол самый оснащенный в России. Сцена здесь разбита на четыре сигмента и может менять своё положение, также есть подиум. И все задумки художников возможно исполнить.

На прощание гости театра и экскурсоводы сделали фотографии.

 

Мария Гирис