Рязанские Новости

О сенаторстве и губернаторстве: интервью «РН» с Николаем Любимовым

icon 03/03/2023
icon 19:44

© Фото: Оксана Гордеева

Фото: Оксана Гордеева

Николай Викторович с улыбкой встретил нас в своем кабинете в правительстве Рязанской области. Он был в хорошем расположении духа, выглядел жизнерадостным и много улыбался. В этот день вместе со своим помощником и экс-директором рязанского Лесопарка Дамиром Шабакаевым они приехали в регион для встречи с фермерами из Шиловского района и посещения пунктов временного размещения, где проживают эвакуированные жители Донбасса. В череде этих мероприятий сенатор выкроил время, чтобы встретиться с нами для интервью.


 
- Николай Викторович, уже почти полгода вы работаете в должности сенатора от Рязанской области. Как вы сами ранее отмечали, быть сенатором гораздо легче, чем губернатором. В чем же конкретно это выражается?
 
- Даже не буду сравнивать с какой-то другой профессией, губернатор – это крайне сложная работа. Это тяжелая и неимоверная ответственность, которая лежит на первом лице региона.С утра и до… да даже ко времени не привязано. Ты отвечаешь, как губернатор за все, что происходит. Конечно, в законе все прописано в отношении полномочий. Есть органы местного самоуправления, есть федеральные органы власти, но в любом случае первое лицо региона отвечает абсолютно за все, что происходит. Эта ответственность и является таким основным трудным фактором в работе губернатора. Самая большая ответственность и самый большой труд у нас в стране - это труд президента. Он за всю страну отвечает. Я прекрасно понимаю, насколько сейчас нелегко работать и Малкову Павлу Викторовичу. Я не стану сравнивать: сенатор, депутат, еще какие-то другие профессии, мэр города… У каждого свои зоны ответственности и много нелегкого в работе, но губернатор, с этой точки зрения, является профессией крайне сложной.
 
- Расскажите о своей работе в качестве сенатора. Как проходят ваши трудовые дни?
 
- Знаете, по-разному. Каждый день, неделя и месяц планируются. У нас есть пленарное заседание. К нему часто все и привязывается, за день до него обычно проходят комитеты. Мой профильный комитет - по бюджету и финансовым рынкам. Мы рассматриваем те законопроекты, которые потом выносятся на пленарное заседание. Вот это самое основное.
 
Потом много очень круглых столов проходит. Тоже мы их, естественно, планируем и готовимся к ним. На них обсуждаются актуальные вопросы, причем по разным совершенно направлениям. Если я член комитета по бюджету, то это не только вопросы в отношении бюджета, но и все государственные вопросы, которые так или иначе важны. Одно из совещаний, на котором приходилось недавно выступать - это совещание по капитальному ремонту жилых домов. То есть сенатор не обязательно привязан к работе комитета. Так или иначе мы отвечаем за любые вопросы и за те вопросы, которые поручает решать председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко. Она очень много поручений дает сенаторам в отношении работы в регионах.
 
Ну и, конечно, так называемые региональные недели. Раз в месяц, как минимум, сенатор должен работать в регионе. Приезжать сюда и работать на месте, чтобы понять какие вопросы нужно решить, какая помощь требуется на федеральном уровне.
 
Очень важен для сенаторов мониторинг после принятия определенных федеральных законов. То есть принимается закон, мы его одобряем на Совете Федерации, но есть определенные моменты, которые вызывают какое-то беспокойство с точки зрения правоприменения этого закона,  Совет Федерации ставит на контроль эти вопросы.
 
Сейчас, наверное, один из самых важных вопросов, который стоит мониторить - это единый налоговый платеж Для всей страны он заработал с 1 января. И мы должны сейчас держать руку на пульсе. Что это дает для регионального бюджета? Что это дает для предпринимателей, которые платят этот единый налоговый платеж? И многие другие вопросы.  Эту ситуацию мы должны отслеживать. И мы ее отслеживаем, поверьте. Было первое заседание комиссии соответствующей, которая ведет этот вопрос под председательством Артамонова Анатолия Дмитриевича. Там много вопросов уже задавали и представители Минфина, и налоговая служба. Это сейчас тема такая достаточно важная и острая.
 
Также важный вопрос сейчас - обеспечение социальной помощью, которую установило государство для семей мобилизованных и помощь людям, находящимся у нас в пунктах временного размещения. Это тоже вопрос, который у нас на постоянном контроле.
 
Ежедневная работа с населением идет. Есть звонки и письма, которые поступают сенатору и их нужно рассматривать и помогать конкретным людям. И это тоже очень важно.
 
- Николай Викторович, как вы уже сказали, вы являетесь членом комитета, который возглавляет Анатолий Артамонов. Это ваш калужский земляк и давний коллега. Помогает ли это как-то в работе?


 
- Конечно.  Это помогает и вносит определенный комфорт в работу. Мы с Анатолием Дмитриевичем знаем давно друг друга и, естественно, я понимаю, как действовать, мне не нужно специально подстраиваться. Мы долго вместе работали. Он в свою очередь тоже прекрасно понимает, что мне можно поручить, с чем ко мне обратиться. Когда он пригласил меня в свой комитет, то я без раздумий согласился туда войти. Хотя, конечно, у сенатора всегда есть выбор в какой комитет пойти работать.
 
- Какие ваши самые яркие воспоминания о Рязанской области за то время, что вы были главой региона?
 
- Знаете, у меня это как воспоминания пока не работает. Рязань для меня все также родная. Поэтому могу сказать о том, что было впервые или что удивило. Конечно, впервые, когда появляешься на крутом берегу Оки в Константиново, да еще рядом с портретом Есенина, смотришь… Это такие яркие эмоции были, когда впервые приехал! И понимаешь, почему человек начал писать такие стихи. Там такая природа замечательная… Она не может просто оставить человека равнодушным.
 
И конечно сама Рязань…  Город большой, красивый, светлый, широкие улицы. Здесь много всего происходит. Были яркие эмоции, когда впервые за руль комбайна здесь сел. По-моему, это было в Старожиловском районе. Было много праздников. Например, когда Рязань стала новогодней столицей. Веселого было много достаточно. Эмоций и воспоминаний достаточно, но я же никак не потерялся, поэтому это не какие-то воспоминания о прошлом, а все они связаны с настоящим.
 
- Наверняка вы часто общаетесь с нынешним губернатором Павлом Малковым и его командой. Хорошо ли у вас выстроены коммуникации?
 
- Коммуникация постоянная.  Прежде чем приехать в регион и поработать здесь, я эти все вопросы согласовываю с губернатором. Если необходимо, то он кого-то из членов правительства направляет для того, чтобы какие-то вопросы сразу осветить, проинформировать. Я также информирую губернатора о том, что мне становится известно в Совете Федерации. Делаю это немедленно, по мобильной связи. Совершенно нормальная коммуникация, прямая и постоянная. Чаще всего я общаюсь с членами правительства, которым он что-то поручает делать для того, чтобы не грузить по любому поводу высшее должностное лицо региона. Ну понятно сколько у него работы. Я это прекрасно знаю и понимаю.
 
- Вы впервые встретились с Павлом Малковым, когда представляли его в качестве врио губернатора?
 
- Да.
 
- Какое первое впечатление у вас о нем сложилось?
 
- Благоприятное. Я увидел, что человек, действительно, привык четко ставить цели, определять задачи и поставленных целей добиваться. Он технологичен. Что мне понравилось, он старается решить существующие проблемы системно. Не точечно как-то. Решил – забыл. А именно системно, чтобы этих проблем потом не возникало. Хорошая поддержка опять же на федеральном уровне. Я думаю, что многого удастся добиться за короткое время благодаря всем этим качествам и поддержке.
 
- Павел Малков в общей сложности работает в Рязанкой области уже около девяти месяцев. За это время он сформировал команду. Наверное, уже можно сделать и какие-то выводы по его работе. Чтобы вы отметили?


 
- Наверное, выводы делать все-таки рано. Времени прошло мало, чтобы команда могла совершить что-то прорывное. Но, тем не менее, самое основное – это то, что команда сложилась, все знают свои зоны ответственности, все работают на результат.
 
Многие новые объекты запустились, завершаются те объекты, которые должны быть сданы в ближайшее время. Например, на индустриальный парк «Рязанский» очень большие надежды возлагаются. Это первый такой концентрированный объект для привлечения инвесторов. Социальных объектов будет строиться достаточно много по поручению президента в Рязанской области. Госпиталь военный начал строиться. В короткие сроки вопрос будет решен.  Это очень важно для региона, где много военных пенсионеров, ребята служат из нашего прославленного училища.
 
Я бы не стал делать выводы, но уже видно, что много сделано хорошего и это движение достаточно поступательно идет и его не остановить. Это хорошо.
 
- В последнее время мэр Рязани Елена Сорокина подвергается большой критике как со стороны горожан, так и со стороны экспертов. А как вам работалось с Еленой Борисовной?
 
- Знаете, не видел мэра, работа которого не подвергалась бы критике, кстати, как и губернатора. Это рабочий процесс. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Елена Борисовна такая мужественная женщина, стрессоустойчивая. На такой работе нужно обладать крайне крепкими нервами и иметь много сил. Восхищаюсь ей в этом отношении как женщиной.
 
Работалось нормально абсолютно. У нас с Еленой Борисовной не было каких-то неразрешимых противоречий. Она прекрасно все понимала, когда губернатор был чем-то недоволен. Естественно, губернатор, как высшее должностное лицо и как глава исполнительной региональной власти, не имеет права по Конституции конкретные поручения давать, органы местного самоуправления самостоятельны. Тем не менее, она с пониманием всегда к этому относилась, когда губернатор предлагал что-то сделать и всегда старалась. Что-то получается, а что-то - нет. Как и у всех. Я бы не стал не какие оценки давать. Оценки дает, прежде всего, население. Я бы просто хотел пожелать ей, чтобы все запланированное удавалось сделать.
 
- Сейчас одной из самых обсуждаемых тем в Рязани являются возбужденные уголовные дела на сотрудников Дирекции благоустройства. Речь идет о приобретении снегоуборочной техники по сильно завышенной стоимости. Что вы об этом думаете?
 
- Здесь также сложно давать какие-то оценки. Следствие должно разобраться. Но, конечно, такие вещи недопустимы. Если речь идет о бюджете и бюджетных деньгах, то это святое. Трогать эти деньги никому не позволено. В данном случае речь идет об уборочной коммунальной технике, которая городу всегда была нужна. И если уж из регионального бюджета выделили деньги, то нужно было покупать то, что городу действительно нужно, чтобы не было таких ежегодных проблем с уборкой. Я в то время, когда узнал, что купили КДМки большие, я был удивлен, честно говоря. В таком количестве эти КДМки в городе, наверное, все-таки не нужны. Я помню, что я говорил городу, что у вас КДМ больше, чем у «Рязаньавтодор». Может это было и не так, но так выглядело. А нужна малая техника и именно снегоуборочные машины, а не комбинированные, которые предназначены для больших шоссейных дорог, а не там, где припаркованы автомобили, где надо тротуары очищать. Конечно, вопросы уже были и тогда, но вопросы в плане целесообразности закупки такой техники. А что касается уголовного дела, я думаю, следственные органы разберутся и доведут результаты до населения. Что тут еще скажешь? Это всегда очень плохо.
 
 

Беседовала Дарья Буренкова