Эксперт Юрий Коробов: Бизнес поможет оживить старину
© Фото: АО Берега
В последние несколько лет внутренний туризм в России развивается динамично. Со стороны государства отрасль поддерживается различными программами – от льготного кредитования до туристического кэшбека. При этом развитие туризма сдерживает нехватка необходимой инфраструктуры – отелей, ресторанов, рекреационных зон.
Зачастую приходу инвесторов в потенциально притягательные для туристов локации мешают чрезмерные законодательные ограничения, например, в использовании участков, прилегающих к объектам культурного наследия (ОКН), прибрежных защитных полос и других охраняемых зон.
Эксперт-эколог, председатель совета директоров АО «Берега» Юрий Коробов считает, что грамотный подход к ведению бизнеса на территориях, примыкающих к ОКН, позволит не только получать прибыль, но и сохранять памятники культуры. «Как правило, туристов водят по одним и тем же маршрутам, показывая ограниченное количество достопримечательностей. Но ведь в нашей стране есть очень много потрясающих, уникальных мест – памятников архитектуры и чудес природы, которые тоже могли бы привлекать толпы туристов. Но для этого нужно построить поблизости от них необходимую инфраструктуру. Во всем мире такой работой занимается бизнес или государство совместно с бизнесом – это выгодная сфера для вложений. Но в России из-за высоких затрат и повышенного внимания со стороны надзорных органов бизнес опасается идти в эту сферу».
Без сомнения, исторические объекты нужно охранять и поддерживать в первозданном виде. Однако чрезмерные ограничения не защищают объекты культурного наследия, а напротив, приводят к их упадку и разрушению. Например, в Рязанской области, в Касимове сгорел дом Баркова – настоящий памятник, к которому нужно было относится очень бережно. Не исключено, что это был поджег. Подобное отношение к историческому наследию преступно и должно пресекаться. А вот условия для законопослушного бизнеса нужно улучшать. В первую очередь нужно смягчить требования закона в отношении не самих ОКН, а прилегающих к ним территорий. Тогда их можно будет более эффективно использовать для ведения хозяйственной деятельности (конечно, с учетом особого статуса и охранных обязательств), главным образом именно в целях развития туризма.
Государство сегодня нередко продает или передает в аренду предпринимателям дома-памятники, но надо четко понимать: чтобы вложить средства в реставрацию (а это в несколько раз дороже и занимает гораздо больше времени, чем обычный ремонт), бизнес должен их где-то заработать. Почему бы не позволить делать это на прилегающей территории – разумеется, без ущерба для исторического наследия? Например, разрешить возводить некапитальные объекты, но лишь такие, которые не искажают ансамбль, не мешают осмотру памятника, не портят вид.
В результате принятия поправок к закону интерес инвесторов к ОКН и развитию познавательного туризма вырастет, ведь в этой сфере можно реализовать оригинальные и прибыльные проекты. Например, в Тверской области планируют открыть ресторан-музей «Стрельна» - копию Путевого дворца Петра I в Петергофе, где можно будет и посмотреть выставочную экспозицию, и вкусно пообедать.
«Идей у предпринимательского сообщества море, - уверен Юрий Коробов, - и от их реализации будет зависеть будущее туристической отрасли в нашей стране».